Найти тему
3,7K подписчиков

Секреты итальянской школы пения,которые применяю в обучении.Дыхание.

303 прочитали

Тема дыхания самая сложная для всех в процессе обучения, потому что многие годы объяснялась довольно непонятно и запутанно.

Не скажу, что понять дыхание во время пения просто для начинающих, но в последнее время мне удается объяснять его так, что все сразу понимают.

Здесь рассказываю про дыхание в итальянской школе пения, где поняли механизм, который технически ставит звук и потом уже голос раскрывается постепенно, работая именно по принципу этого механизма. Это другой подход к работе дыхания. И в этом главный секрет итальянской школы пения. Поэтому она лучшая на все века.

Здесь рассказала об этом.

В этом видео в конце описание процесса от Магды Оливьеро из книги Дмитриева Солисты ла скала о вокальном искусстве. Цитирую здесь еще раз, потому что это надо несколько раз читать ,чтоб понять.

Когда голосовые связки вибрируют, работают при полном покое остальной мускулатуры шеи, они никогда не устают. Если они работают в условиях напряжения каких-то мышц, то свобода их вибраций нарушена, и они утомляются.
Потом — иначе приспосабливаются трахея и глотка, они неспособны так гибко следовать потребностям голоса.
Единственное напряжение должно быть здесь (показывает на область подложечки и нижних ребер). Диафрагма, брюшной пресс должны поддерживать звук, а не толкать область живота.
Когда делают вдох, диафрагма опускается, ребра расширяются, как меха, а потом вдох останавливается (Si blocca), задерживается и больше уже не производится никаких движений. Мускулатура дыхания по окончании вдоха должна запираться и не двигаться.
Все пение совершается диафрагмой, которая регулирует выдох так, как вы хотите. Достигнуть этого очень трудно. Но именно в этом секрет пения. В этом колумбово яйцо. Это и легко, и просто, и безумно трудно!
Когда усвоена техника дыхания, когда достигнута эта координация и диафрагма научится поддерживать звук, нужно петь упражнения с поворотами головы, освобождая шею, с движениями рук, приучаясь петь в разных положениях.
Надо добиться абсолютной независимости работы дыхания от изменения положения тела и головы. Если включаются другие ненужные мышцы, звук рвется. Особенно важна свобода шеи и плеч.
Magda Olivero "Giusto Cielo" Adriana Lecouvreur интернет
Magda Olivero "Giusto Cielo" Adriana Lecouvreur интернет

Итальянцы дошли в своем умелом управлении дыханием до феномена, когда долго держа ноту, умудряются делать как бы такой до-вдох, микро-добор воздуха. Об этом в статье "Звук дыхания на примере Сесилии Бартоли".

Еще один важный момент дыхания во время пения-это сброс, на что раньше вообще не обращали особого внимания при обучении пению. Говорили только о том, что надо дыхание "взять и держать", что запирало поток.

Потому что понималось не так, как надо. Держать надо мышцы в состоянии вдоха и петь на них, раздвинутых и приподнятых.
А это не просто, они падают сразу физиологически у начинающих, так же как и зевок. Это тренируется годами, поэтому вокалу надо учиться достаточно долго, пока все мышцы не начнут работать по полной.

Это важнее для академистов, но принцип дыхания один и тот же. Эстрадникам сброс дается быстрее и многое дает:

  • с использованием сброса дыхания петь станет намного легче ,
  • голос будет ярче и интереснее,
  • высокие ноты будут даваться легко,
  • вы никогда не запрёте дыхание перебором воздуха,
  • атака звука после сброса всегда очень точная,
  • интонация становиться чище,
  • уровень голоса в целом улучшается.

Об это подробно в статье Важный момент дыхания во время пения-это сброс.

Полезные статьи по дыханию:

Чтобы понять дыхание в пении, можно сравнить его с речевым.

Далее цитата об этом из статьи Певческое дыхание в сравнении речевым дыханием. 7 принципов дыхания в пении.

Принципиальные отличия пения и речи.

Все цитаты далее с научными доказательствами взяты из книги Дмитриева Л.Б. и его «Основы вокальной методики».

1.ПЕНИЕ ЗВУКОВ. В пении мы сталкиваемся с той же системой органов, работающих по тем же законам ,что и в речи. Однако пение -это не сильно растянутая речь, т.к. дыхание разное.

Сколько бы мы ни растягивали речь, она никогда не прозвучит певчески.
И наоборот, даже убыстренное пение, скороговорка, должна звучать певчески, не переходя в речь.
Эти особые певческие координации в работе голосового аппарата, как и речевые, зафиксированы современными методами исследования и подвергнуты научному анализу.

2.ЗВУКОВАЯ ЭНЕРГИЯ.

У всех певцов в пении полость глотки, рта и само ротовое отверстие относительно шире, чем в речи. Таким образом, условия для выведения звуковой энергии при пении будут иными.

Как показывают рентгенологические наблюдения в пении, гортань занимает особое «певческое» положение и система полостей надставной трубки организуется иначе.
У певцов, пользующихся поднятием гортани, в пении надставная трубка укорачивается, у певцов, опускающих гортань, она удлиняется.
Аэродинамические условия, и сопротивление, создающееся в надставной трубке, при пении совершенно иное ,чем при речи.

3.ГОРТАННЫЙ СФИНКТЕР.

Гортанный сфинктер по-разному включается в работу в зависимости от посыла дыхания. Величина его напора при образовании звука меняет плотность соприкосновения голосовых связок и влияет на длительность фразы смыкания и размыкания, а вместе с этим и на тембр певческого голоса, на его вокальные качества.

Силовая нагрузка, которая падает на мышцы гортани и дыхания, несравнима с тем, что мы имеем в речи.
Так, например, подсвязочное давление, которым мы обычно пользуемся в спокойной речи, составляет 10— 15 см водяного столба, а профессиональный певец на сцене развивает подсвязочное давление до 300 см водяного столба и более.
Какой же силой должен обладать гортанный сфинктер профессионального певца, чтобы удержать давление, превышающее в 30 раз речевое!
Как должна быть развита и отлажена работа всего дыхательного аппарата и гортани, чтобы это давление не нарушило образование наилучших певческих качеств голоса, не дезорганизовало работу голосовой щели (что наблюдается при форсировке голоса)!

Таким образом, при пении мы получаем особую координацию дыхания с остальными частями голосового аппарата, необходимой для образования тембра певческого голоса

Но самое главное ,что перед певцом встают задачи длительной фонации на одном дыхании, причем более громкой, чем в речи! Поэтому жизненное и речевое дыхание не могут удовлетворить певца.

4.СКОРОСТЬ И РИТМ.

В речи, звуки скользя по звуковой шкале, быстро сменяют друг друга, подчиняясь законам речевого произнесения слов.

В пении эта скорость задается музыкальным темпом и ритмом, произнесение слов бывает сильно растянуто и не подчиняется речевым нормам. Помните, что вокальные слоги разные в речи и в пении?

Принцип вокального слога в пении-это каждый слог заканчивается гласным звуком, а согласную надо присоединять к последующему слогу.

Эти особые певческие координации в работе голосового аппарата, как и речевые, зафиксированы современными методами исследования и подвергнуты научному анализу.
Естественно, что наряду с иными органами, участвующими в голосообразовании, и дыхание работает различно при речевой и певческой фонации.

5.ЛЬЮЩИЙСЯ ЗВУК.

При актерском пении звук не льется, как у вокалистов. В пении он приобретает льющийся характер благодаря наличию вибрато, чего в речи нет, специфическую округлость и одновременно металличность, что, как мы знаем, связано с образованием особых певческих формант.

Речевой и певческий звук отличаются одним качеством-способностью литься.
Все буквы в словах, превращаются у певца в слияния звуков.
Поэтому так сильно отличается пение актёров и вокалистов: опытное ухо педагога по вокалу слышит в актерском пении "дыры" между звуками, а у профессиональных вокалистов один звук сливается с другим.

Кто серьезно настроен постичь мастерство пения рекомендую "20 цитат про вокал от известных певцов и педагогов ,которые расширяют вокальное мышление, поднимают ваш уровень мастерства."

И помните, что мы все обречены на успех только при упорной работе по самосовершенствованию.

БЛАГОДАРЮ ВАС за лайки и комментарии ,как ваше "спасибо" за то, что я делаю! Это дает мне понимание интересов читателей моих статей и направление развития канала.