Нодар Андгуладзе (1927-2013) — выдающийся грузинский певец второй половины XX века, чьему искусству рукоплескали Грузия и Россия, Германия и Италия, многие другие страны.
Блестящий пример прекрасно поставленного голоса в традициях итальянской школы пения. Я в восхищении от его пения!!!
Его книга "Очерки вокального искусства",о которой сегодня речь в статье, состоит из двух частей.
В первой подробно рассмотрены вопросы теории и практики вокального искусства.
Серьезная философско-гуманитарная подготовка автора позволяет ему вести разговор на высоком теоретическом уровне — и одновременно касаться чисто практических вопросов, имеющих большое значение для становления любого певца как профессионала и художественной личности.
Особое внимание уделено итальянской вокальной школе, а он стажировался в «Ла Скала» и профессионально общался со многими итальянскими мастерами пения.
Во второй части книги приведены статьи Н. Андгуладзе, посвященные отдельным спектаклям и мастерам вокала (Анджапаридзе, Архиповой).
Советую к прочтению. Ангуладзе. Очерки вокального искусства.2003
Что меня поразило в книге.
Такого досконального исследования и такого кратко-сформулированного (а краткость-сестра таланта) описания дыхания, причем по таким параметрам, я еще не встречала.
И это свидетельствует о том, что автор имеет действительно серьезную философско-гуманитарную подготовку.
Вот посудите сами:
"В пении дыхание становится инверсионным по множеству параметров:
1. из свободного дыхания - respiratio muta - оно превращается в фонационное дыхание - repsiratio phonatoria;
2. из автоматического оно превращается в управляемое (Бреслав), из субкортикального в кортикальное (Юссон, Панкончелли-Кальция, Калимов);
3. изменяется его ритм в соответствии с ритмом и динамикой музыки;
4. резко изменяется его цикличность;
5. давление воздушного столба под голосовыми связками увеличивается от нуля до сотен единиц;
6. из пассивного дыхание превращается в активное;
7. усиливается контроль антагонистов;
8. изменяется ритмическое соотношение вдоха и выдоха;
9. усиливаются механизмы сдерживания (apnea, freno);
10. активизируются те зоны легких, которые обычно слабо участвуют в аэрации;
11. изменяется аэродинамика: из прямолинейной она превращается в круговую;
12. изменяется режим кровообращения (в особенности по отношению к правому желудочку сердца - Де Джорджо, Нозадзе);
13. из нейтрального дыхание становится музыкально-эмоциональным (Гарсия, Ламперти, Делле Седие, Прянишников);
14. диафрагма устанавливается в специальное тонусное положение (в условиях синергии с мягким нёбом: так называемый эффект Работнова - Митринович-Моджевска, Нозадзе, Морозов);
15. к функции гомеостаза дыхания прибавляется негомеостатическая функция (Сафонов);
16. изменяется газовый состав выдыхаемого воздуха;
17. изменяется режим кислородного обмена (Нозадзе), начинают действовать резервные механизмы аккумуляции кислорода;
18. изменяется ритмическая импульсация пневмотаксичного центра."
Еще мне понравилось, что в книге сформулированы основы итальянской школы пения и они точно совпадают со всем, что я много писала в своих статьях, так как, тоже преподаю на их основе.
Итак, еще раз про основы пения, но от великолепного Нодара Андгуладзе.
ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ ИТАЛЬЯНСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Несколько цитат.
1. И canto è riflesso - пение рефлекторно.
Итальянская школа рассматривает пение как рефлекторный процесс, подсознательное инстинктивное или импульсивное проявление, природа и содержание которого эмоциональны, а не познавательны.
Под «физическим» мы понимаем дыхательную систему, гортань и горло, резонаторы.
«Техническое» подразумевает характер эмиссии, владение регистрами, применение нюансов, филировку, кантилену и подвижность, способность менять тембры и колориты, полноту диапазона и постоянство или регулярность звучания.
«Эмоциональные» свойства охватывают комплекс певческой возбудимости, который, в свою очередь, требует соответственной технической подготовки, определенного уровня мастерства. Поэтому «техника - неотъемлемая часть певческого искусства.
С этим же постулатом непосредственно связана характерная для итальянцев свобода пения (спонтанность - если буквально перевести итальянский термин), его органичность и великая сила эмоционального воздействия.
2. Si canta col meccanismo, non colla voce - пение происходит при помощи механизма, а не голосом. Понимание обусловленности певческого звука определенным механизмом - выдающееся достижение итальянской мысли.
3. Il fiato nel canto è inversivo - дыхание в пении обратимо. Указывая на непрямой, обратимый характер дыхания, итальянская школа подчеркивает такое свойство дыхательной, респираторной компоненты пения, которое отличается от обыкновенного жизненного дыхания.
4. Chi sa cantare sul serio, sa portare la voce in testa - кто по-настоящему умеет петь, умеет переносить голос в голову.
Итальянская вокальная школа из всех голосовых регистров, с точки зрения организации голоса, считает ведущим так называемый головной регистр (la voce di testa). Только соответствующим применением головного регистра становится возможным создание звука с теми тембровыми, колоритными, позиционными и техническими свойствами, которыми отличается звуковой эталон итальянской школы от других вокальных традиций.
5. Il suono può essere orizzontale e verticale - звук может быть горизонтальным и вертикальным. Одним из способов овладения звуковой эмиссией является четкая дифференциация горизонтальной и вертикально звуковых проекций.
Горизонтальный звук вырабатывается благодаря целому ряду технических приемов:
а. специальная позиция губ (так называемое горизонтальное раскрытие рта - Гарсия, Дюпре, ЛауриВольпи и др. );
б. фиксированное положение корня языка и гортани (Тоти даль Монте и др. );
в. принятие головного регистра в горизонтальном разрезе (так называемое закрытие звука на улыбке, округление звука с сохранением блестящего колорита (Гарсия) и «техническая улыбка» - sorriso tecnico (Лаури-Вольпи);
г. выработка светлого (chiaro) колорита - преимущественного способа для достижения легкости эмиссии;
д. переход к темному тембру лишь после выработки светлого колорита.
6. Prima risonanza, poi pronuncia - Вначале резонанс, потом произношение. И теоретики и практики итальянской вокальной школы считают возможным переход на выработку произношения только после точной и твердой резона - торной организации певческого звука.
А теперь,в эпоху смешения стилей и поиска чего-то в вокале нового, про стержень, про незыблемые основы и как их которые сохранять на примере Ирины Архиповой.
Для меня Архипова - классик. Классик вокала. Это в первую очередь касается ее исполнительской стороны, вокально-музыкальной.
В вокальном искусстве, в истории его развития очень важно сохранить эту внутреннюю цельность.
Как только мы впадаем в какой-то стилистический тупик - будь то веризм, или вагнеризм, или даже натурализм в какой-то степени русских опер, если они не поняты хорошо, как зачастую не понимают Римского-Корсакова, — прекращается развитие оперного искусства.
А вот Архипова и Римский-Корсаков - это совсем другое явление! Очень важно хранить вот этот стержень, содержать в чистоте остов тех достижений, которые сами по себе уже являются результатом, сами являются основанием каких-то других достижений. Без них рассыпается все.
Деятельность Ирины Константиновны Архиповой способствует тому, чтобы сохранялись мировые вокальные достижения.
Глинка - предвечный отец русской музыки.
На этом ведь и строится классический стержень, классическая модель, существующая в музыке Глинки. И в исполнительстве Ирины Архиповой. Для меня это - совпадающие явления. И они воплотились в форму конкурса Глинки. Поэтому этот конкурс такой интересный. Он очень сложный. Второй тур - просто беспощадный. Но с годами я все больше убеждаюсь, что лучше так держать! Под знаком сохранения незыблемых основ.
А потом можно, грубо выражаясь, «гулять» в разные стороны. Но стержень должен быть! И чем он более мощен (и вместе с тем гибок, я имею в виду вокальную чистоту интонации, чистоту интервалики, правильное прочтение динамики произведения, правильное прочтение музыкальной фразы), тем важнее - тогда начинает говорить что-то великое.