Найти тему
Филателия.Ру

Современные труженики Арктических морей

Для проводки судов по северным морям в России существует самый большой в мире ледокольный флот. Но мало провести караваны через арктические льды, их еще нужно доставить к месту разгрузки. И здесь уже мощные ледоколы, с их большой осадкой, не помощники.

Для поддержания в судоходном состоянии акваторий портов используются «облегченные» ледоколы, осадка которых позволяет осуществлять навигацию в устьях рек и мелководных морских заливах.

В мае 2005 года на «Балтийском заводе» было начато строительство дизель-электрического ледокола «Москва».

Рис. 1. Ледокол «Москва» - первый построенный ледокол в современной России

До этого, почти 40 лет наша страна самостоятельно не строила ледоколы, предпочитая заказывать их у иностранных производителей. В декабре 2008 года судно было принято в эксплуатацию. Через год государственный флаг был поднят на однотипном ледоколе «Санкт-Петербург». Эти суда являются многопрофильными. Они предназначены для проводки во льдах судов шириной до 50 метров, борьбы с разливами нефти и химических продуктов, проведения аварийно-спасательных и водолазных работ.

Жители и гости Санкт-Петербурга могут наблюдать за их работой в устье Невы. Также они часто стоят пришвартованными на набережной Лейтенанта Шмидта, не далеко от легендарного ледокола-музея «Красин».

В давнем споре между парадной и подъездом, поребриком и бордюром, шавермой и шаурмой, люди, давшие имена этим двум ледоколам, выступили на стороне северной столицы. На корме ледокола «Москва», под названием обозначен порт приписки (место жительства) – Санкт-Петербург.

-2

Рис. 2. Ледокол «Санкт-Петербург» на ХМК 2011 г.в.

Ни для кого не секрет, что нефть и газ являются главными статьями экспорта России. Основные их месторождения на суше уже частично выработаны, а некоторые и полностью истощены. В настоящее время идет активная разведка и добыча углеводородного сырья в Арктике, в Беринговом и Охотском морях, где оборудуются специальные платформы. Для вывоза сырья строятся специальные танкеры, способные самостоятельно преодолевать ледовые преграды без сопровождения ледоколов. Одним из таких является танкер «Штурман Альбанов» (рис. 3), построенный в Южной Корее на верфи «Samsung Heavy Industries».

-3

Рис. 3. Танкер «Штурман Альбанов» во льдах Обской губы в Карском море

Судно носит имя Валериана Ивановича Альбанова, который являлся штурманом на шхуне «Святая Анна», на которой в 1912-1914 годах состоялась полярная экспедиция под руководством Г.Л. Брусилова (рис. 4).

-4

Рис. 4. Шхуна «Св.Анна», штурманом которой являлся В.И. Альбанов

С ноября 1914 года В.И. Альбанов работал в должности второго помощника на купленном у Канады ледорезе «Earl Grey», переименованном в «Канаду», позднее в «III Интернационал», затем в «Федор Литке» (рис. 5).

-5

Рис. 5. Ледорез «Федор Литке» - 45 лет на службе в Арктических морях

На той-же южно-корейской верфи был построен и арктический челночный танкер «Тимофей Гуженко», названный в честь Героя Социалистического труда, министра морского флота СССР (1970-1986 гг.) Тимофея Борисовича Гуженко.

Т. Б. Гуженко уделял особое внимание развитию экономики Арктики и арктического судоходства. Его заслугой стало создание мощного атомного ледокольного флота СССР. Под его руководством в 1977 году была организована, и удачно осуществлена экспедиция атомохода «Арктика» к Северному полюсу (рис. 6).

-6

Рис. 6. Покорение Северного полюса атомоходом «Арктика»

После этого знаменитого похода началась системная работа по расширению временных рамок арктической навигации, а в районах максимальных грузопотоков (порты Дудинка, Игарка, Анадырь) она стала круглогодичной.

На купоне к марке 2013 года (рис. 7) показано, как идет заливка нефти в танкер «Тимофей Гуженко» со стационарного морского ледостойкого отгрузочного причала (СМЛОП) «Варандей», который расположен за полярным кругом в Баренцевом море и занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый северный круглогодично действующий нефтяной терминал в мире.

-7

Рис. 7. Перекачка нефти с СМЛОП «Варандей» на танкер «Тимофей Гуженко»

В 2009 году российский ледокольный флот пополнится уникальным арктическим танкером «Михаил Ульянов», который был специально спроектирован для морской транспортировки нефти с арктических шельфовых месторождений. Построенное на «Адмиралтейских верфях», в Санкт-Петербурге судно стало крупнейшим когда-либо построенным на отечественных верфях. При длине 263 метра оно может перевозить до 70 тысяч тонн нефти. Танкер построен специально для перевозки нефти с месторождения Приразломное в Печорском море на терминалы в Мурманской области.

Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная» (рис. 8) - единственная платформа, ведущая добычу нефти на арктическом шельфе находится всего в 19 км от (СМЛОП) «Варандей».

-8

Рис. 8. Танкер «Михаил Ульянов» во льдах Баренцева моря

Для перевозки сжиженного природного газа используются газовозы ледового класса. В том числе СПГ-танкеры класса «Ямалмакс», которые могут осуществлять самостоятельное плавание в арктических льдах при их толщине до 1,4 метра. В настоящее время ПАО «Совкомфлот», являющееся крупнейшей судоходной компанией России и одним из мировых лидеров в области морской транспортировки сжиженного газа, сырой нефти и нефтепродуктов эксплуатирует пятнадцать танкеров класса «Ямалмакс» (рис. 9).

-9

Рис. 9. СПГ-танкер класса «Ямалмакс»

Все они были построены на верфи «Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Company» в Сеуле, Южная Корея. По конструкции газовозы класса «Ямалмакс» относятся к судам двойного действия (англ. Double acting ship) – носовая часть приспособлена для навигации в открытой воде и в условиях тонкого льда, а кормовая оптимизирована для самостоятельной навигации в сложных ледовых условиях.

Все эти суда служат для транспортировки нефти и газа от места добычи, до места переработки. Но для обеспечения жизнедеятельности нефтегазодобывающих платформ нужны совсем другие специализированные ледоколы. Да и небольшим поселкам и научным станциям требуются самые разнообразные товары, но небольшими партиями. До определенного момента эти функции выполняли суда типа «Амгуема» (рис. 10).

-10

Рис. 10. Таинственное имя –«Амгуема»

Но ресурс этих ледоколов уже был выработан, им требовалась замена. Учитывая все эти потребности, российскими инженерами было спроектировано судно, приспособленное для транспортировки разных грузов и оснащенное несколькими устройствами для их быстрой переброски с корабля на берег или даже на дрейфующий лед.

В декабре 2010 года финская верфь «Arctech Helsinki» получила заказ на два многоцелевых ледокольных судна снабжения от российской государственной судоходной компании «Совкомфлот».

Хотя суда были собраны на верфи в Хельсинки, большая часть стальных блоков была изготовлена Выборгским судостроительным заводом. Только пять из 42 корпусных блоков были изготовлены на месте в Финляндии, в то время как остальные блоки были изготовлены и частично оснащены в Выборге, а затем доставлены в Хельсинки на барже для окончательной доукомплектовки, покраски и сборки корпуса.

Через два года, в декабре 2012 года, суда были переданы заказчику. Головное судно было названо в честь датского исследователя Витуса Ионассена Беринга (рис. 11), который с 1703 года и до самой смерти в 1741 году находился на русской службе. В 1725 – 1730 и 1733 – 1741 годах руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями. Прошёл по проливу между Азией и Северной Америкой, став первым европейцем, открывшим Аляску, открыл ряд островов Алеутской гряды. Именем Беринга названы остров, пролив и море на севере Тихого океана, а также Командорские острова.

-11

Рис. 11. Витус Ионассен Беринг

Суда серии «Витус Беринг» (рис. 12) на сегодняшний день – одни из лучших в своем классе. Корпус специально спроектирован для плавания в сложных ледовых условиях. Конструкция и оборудование позволяет осуществлять круглогодичную доставку на нефтяные добывающие платформы персонала, необходимого снабжения и расходных материалов.

-12

Рис. 12. Многофункциональное ледокольное судно «Витус Беринг»

Суда эксплуатируются в акватории Дальневосточных морей России – регионе активного развития нефтегазодобычи на континентальном шельфе. Ледоколы-снабженцы обеспечивают бесперебойную работу нефтедобывающих платформ в Охотском море. Второе судно было этой серии названо в честь помощника Витуса Беринга в обоих Камчатских экспедициях, капитан-командора Алексея Ильича Чирикова (рис. 13).

-13

Рис. 13. Плавание В.Беринга и А.Чирикова

Арктика слишком долго копила свою мощь и не готова сдаваться слишком быстро. Сегодня на судостроительном комплексе «Звезда» (рис. 14), в городе Большой Камень Приморского края уже начал обретать реальные черты атомный ледокол, который является головным в проекте 10510 (ЛК-120Я) - «Лидер».

-14

Рис. 14. Судостроительный комплекс «Звезда» - будущее российских ледоколов

За ним последуют еще два. Для проекта 10510 заявлена способность прохода через 4-метровые льды.

Но помимо столь мощных атомоходов в России разрабатываются и строятся небольшие ледоколы и суда ледокольного типа (включая танкеры и газовозы) для самостоятельного плавания во льдах толщиной до 1,2 метра. Для защиты северных границ для ВМФ МО РФ создаются ледоколы военного назначения. Для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов Арктических районов строятся грузо-пассажирские суда с ледовым усилением.

Прав был М.В. Ломоносов, который еще в середине XVIII века сказал, что «Российское могущество будет прирастать Сибирью и Северным океаном»!

По прежнему жду Ваши пожелания на своей почте amur203@yandex.ru

В.Н. Агарков

Другие статьи автора

Ледоколы в океане филателии

Ледоколы в океане филателии. Часть II  

Атомные ледоколы в океане филателии

Миллион разных, разных роз...

Ордена Российской империи

Государственные награды Российской Федерации

Государственные награды СССР

Антарктида. Сюжеты на марках

Исследование Антарктиды

Фауна Антарктиды

День Советской пожарной охраны

Северный полюс. Они были первыми  

Салют, пионерия!!!!  

Итог работы — первая книга!  

Интервью с В. Агарковым

Любовь к маркам осталась с детства

Наука
7 млн интересуются