Одним из самых нарядных и торжественных мест города нынешняя Самарская площадь была не всегда.
Впервые намеченная на плане расширения новой губернской столицы, составленном в 1852-м, называлась Торговой и отводилась под размещение ярмарок. Торговали здесь дровами и досками, дверями и оконными рамами и прочим деревянным товаром, доставлявшимся по Ярмарочному спуску со складов и лесопилок на волжском берегу. Поскольку жизнь в окрестностях площади была почти сельской – с садами, огородами, домашним скотом и птицей - продавались так же овощи, фрукты, молоко и сено.
Бойкой торговле не мешала ни антисанитария, ни непролазная грязь. Сохранилась старая газета с заметкой о том, как в одной из луж посреди площади утонула свинья. Место было еще и неспокойным, так что поблизости располагались сразу две полицейских части. Зато Ярмарочный спуск, наряду с улицами Дворянской (Куйбышева) и Заводской (Венцека) одним из первых в городе замостили булыжником – чтобы облегчить подъем дров по крутому береговому склону. В честь возведенной в 1864-м году на месте нынешнего института Гидропроект церкви площадь получила название Воскресенской.
Спустя 30 лет Воскресенский храм перестроили по проекту Александра Щербачева. Составленный знаменитым зодчим тогда же проект благоустройства территории реализован не был, и огромная квадратная площадь, изрытая овражками и залитая непросыхающими лужами, долго еще оставалась «настоящей язвой в деле благоустройства нашего города». Предпринятая ранее попытка замостить площадь без соблюдения проектных норм привела к тому, что все без исключения лавки оказались затопленными, а торговцы собрались было обратиться в суд с коллективным иском к городской Управе на возмещение ущерба. Громкого процесса в итоге не случилось, так как лавочники не смогли между собой договориться о расходах на адвокатов.
Обустройство и благоустройство окраинной площади началось на рубеже веков - когда районом заинтересовалось самарское купечество. Участок по Ярмарочной протяженностью в целый квартал - от Садовой до Самарской - приобрел и застроил крупнейший бакалейный торговец города Иван Львович Санин. В ансамбль в стиле кирпичной эклектики вошли комплекс каменных с подвалами торговых лавок, здание бесплатной столовой и приюта для неимущих.
С противоположной стороны той же улицы Ярмарочной, «обнимавшей» между Садовой и Галактионовской Воскресенскую площадь, купец Николай Марков возвел парадный четырехэтажный особняк, в реестре ОКН почему-то названный доходным домом Зарубалова.
Участок же на перекрестке с Садовой в 1898-м году приобрел Николай Кириллов. Самарский купец в четвертом поколении, младший брат хозяйки прекрасного «мавританского» особняка Ольги Ивановны Юриной-Серебренниковой (урожденной Кирилловой), в одних документов звался Николаем Ивановичем, в других - Николаем Давыдовичем. Будучи сыном Ивана Васильевича Кириллова, в раннем детстве был усыновлен собственным дядей Давидом Васильевичем – самым видным представителем семейства, купцом первой гильдии, совмещавшим миллионную хлеботорговлю со службой в банке. Д. В. Кириллов, кстати, представлял Самару на коронации Александра III.
Причина усыновления племянника, видимо, была в том, что все пятеро собственных детей Давида Васильевича и его жены Авдотьи Ивановны умерли в раннем возрасте. В историю города Николай Иванович-Давидович Кириллов вошел благодаря щедрому дару – ночлежному дому-дворцу для бездомных на Соборной, выстроенному в память его родного и приемного отцов.
Что касается усадебного места на Воскресенской площади, на момент покупки там имелся небольшой двухэтажный каменный особнячок с лавками по улице и надворными службами. Спустя год на перекрестке поднялся угловой трехэтажный кирпичный дом-красавец с выделенным белым цветом нарядным декором.
Выходивший на Воскресенскую площадь главный фасад имел симметричную 5-частную фронтальную композицию. Центральная и боковые части имели по две композиционные оси, промежуточные – по пять. Горизонтальное членение фасада выполняли декоративными поясами с нишами в уровне межэтажных перекрытий и венчающим карнизом с сухариками. Центральная и боковые части первого этажа были декорированы рустованными пилястрами, переходящими в уровне второго этажа в плоские лопатки, в третьем – лопатки с ширинками.
Высокие оконные проёмы первого этажа с лучковыми перемычками оформлены наличниками из фигурного кирпича с прямыми сандриками. Окна второго этажа в центральной и боковых частях декорированы наличниками из фигурного кирпича и прямыми сандриками с полуциркульными бровками, остальные проёмы оформлены наличниками с прямыми сандриками. Углы здания акцентированы полукруглыми парапетными стенками, центральная часть – прямой парапетной стенкой с высокой средней частью. Аналогичное решение имел и второй уличный фасад, выходивший на улицу Ярмарочную.
Успевшее 20 лет прослужить недорогим доходным домом здание в 1919-м было национализировано. Как сложились послереволюционные судьбы четвертого, пятого и последующих поколений купцов Кирилловых, неизвестно.
Воскресенская площадь с 8 июля 1926-го года стала называться Самарской. 16 января 1985-го получила имя маршала Дмитрия Федоровича Устинова, проведшего в одном из здешних домов детство и юность. Спустя три с половиной года привычное название решили вернуть. В 1950-е сложился нынешний архитектурный ансамбль площади – символ великолепного заката советского монументального классицизма. В бывшем доходном доме Николая Кириллова сейчас работает администрация Ленинского района Самары
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете