В конце 19-го века на волне романтических настроений в архитектуре возродился и достиг к началу века 20-го пика популярности изысканный и утонченный мавританский стиль. Неомавританская архитектура имитировала и переосмысливала приемы испанского, португальского и исламского средневекового зодчества, возрождала его конструкции и формы с аркадами, колоннами, башнями, ажурными решетками и замысловатыми узорами.
Самара в стороне от модных тенденций, конечно, не осталась. Мавританский стиль – «посланец волшебного Востока» - нашел широкое применение в архитектуре загородных дворцов, то есть дач самарского купечества, которые сравнивались с фантастическими театрализованными декорациями на берегу Волги.
При этом можно долго гулять по улицам старой Самары и в самом городе мавританской экзотики не обнаружить. Но - на бывшей улице Вознесенской нас таки ждет здание с подковообразными фестончатыми арками, витиеватыми переплетениями, пышно украшенными арочными проемами и настенной резьбой с тонкими орнаментами. Маленький уголок Магриба сейчас имеет адрес Степана Разина, 41 и называется "Домом купеческой жены Ольги Юриной-Серебренниковой".
История его началась в мае 1899-го года, когда известный самарский нотариус, кандидат права Евдоким Осипович Юрин, поверенный купеческой жены О.И Юриной получил для нее разрешение на постройку по данному адресу каменного дома со службами. Ольга Ивановна, урожденная Кирилова, была дочерью купца Ивана Васильевича Кирилова и сестрой Николая Ивановича Кирилова, который построил на свои средства и подарил городу бесплатный ночлежный дом в память об их отце. Е.О. Юрину она так же стала родственницей, выйдя замуж за его брата Александра Осиповича Юрина.
Проект нового дома Ольга Ивановна заказала Александру Щербачеву, только что закончившего строительство Кириловского ночлежного дома по заказу брата и, вероятно, яркую и неожиданную стилистику будущего особняка предложил именно он . На старом фото мы видим, что «мавританский» дом первоначально был одноэтажным и имел завершающие башни-минареты со шпилями
6 сентября 1901-го года Ольга Ивановна уже лично подает прошение о перестройке дворовых флигелей. Поскольку Александр Осипович Юрин 15-го марта 1900-го года скончался, О.И. Юрина в документах указана купеческой вдовой.
Узнать, когда дом «подрос» до двух этажей и приобрел нынешний облик, нам помогут все те же окладные книги по сбору налогов с недвижимости. Если до 1906-го года домовладение оценивалось в 2782 рубля, то через два года стоимость «подросла» до 3603 рублей - поскольку, надо думать, "подрос" и сам особняк. Владелицей значилась «купеческая жена Ольга Ивановна Юрина, во втором браке Серебренникова». Поскольку прежняя стилистика полностью соблюдена, думается, надстройку здания вел так же Александр Щербачев.
На главном фасаде выделяются боковые выступы-ризалиты, фланкированные пилястрами с рельефным геометрическим орнаментом. Фасад делится декорированным межэтажным поясом и увенчивается профилированным карнизом с сухариками.
Оконные проемы боковых ризалитов обрамлены уходящими вглубь стрельчатыми арками с богатым объемным орнаментом. Арки опираются на колонны с композитными капителями, главный вход расположен в проеме левого ризалита.
Окна центральной части с с характерными подковообразными «мавританскими» арками оформлены наличниками с медальонами. Все простенки заполнены яркими рельефными арабесками.
О дальнейшей судьбе особняка сообщают опять же налоговые расчетные книги. Из них узнаем, что с 1915-го года новой хозяйкой усадьбы стала Е.В. Пиненкова – крестьянка(?) Николаевского уезда.
О ней тоже известно немного – дочь самарского купца В.Г. Яковлева Елизавета Васильевна 17-го января 1897-го года в возрасте 17 лет обвенчалась в самарской Преображенской церкви с 24-летним купцом села Большая Глушица Николаевского уезда Николаем Пиненковым. Торговые предприятия их работали в Большой Глушице, так что проживали ли новые владельцы в мавританском особняке – неизвестно. Кстати, магазин купчихи Е.В. Пиненковой – одна из старейших каменных построек Большой Глушицы, в советские годы служила центральным раймагом, сейчас – аптекой и тоже включена в реестр ОКН.
Во время недолгого правления КОМУЧа в доме Серебряковой работала канцелярия французского вице-консула Люсьена Камо, работа состояла в регистрации членов французского сообщества в Самаре и мелких коммерческих сделках. После освобождения от белочехов - Управление контроля Восточного фронта 4-й армии, осенью 1919 года — Особый отдел Туркестанского фронта.
В мирное время обосновалось районное управление речной милиции. С 1940 по 1961 годы здесь находился архив партийной истории обкома КПСС, затем - детский сад сотрудников куйбышевского отдела КГБ. С начала 1970-х в особняк Юриной-Серебряковой-Пиненковой заселились медицинское учреждение, и в этом качестве особняк – восточный красавец служит уже больше полувека .