Приходят дети из школы.
Спрашиваю их:
- Выставили оценки за четверть?
- Завтра скажут, - ответили они.
Но мы знаем этот учительский прикол, когда оценки выставляются раньше, нежели в последний день, так как - так надо.
Зашли в наш электронный журнал - и вот они эти оценочки.
И у нас в деревенской школе имеется этот электронный журнал, который убрал необходимость заглядывать в дневник и задавать риторический вопрос:
- А чего у тебя оценок нет?
На этот вопрос обычно дают универсальный ответ.
- Так не спрашивают.
Младший закончил на пятерки, старший - просто скромно без троек. Хотя бы так.
А легко ли быть отличником?
Про младшего могу сказать, что он просто подходит к учебе ответственно. Вот и весь секрет как быть отличником.
Иногда можно услышать выражение "синдром отличника". Как думаете, действительно ли существует такой синдром? Хорошо это или не очень?
Я сам работал в школе, тоже видел отличников, но чего-то такого "критического" я не увидел.
Из отличников зачастую получаются очень ответственные работники, на которых точно можно положиться. К сожалению, из-за этого на них могут перевесить некоторую часть совершенно не их обязанностей, которые они будут выполнять из-за своего "синдрома".
Но отличник отличнику рознь. Все люди разные, а потому сложно охарактеризовать одинаковыми словами всех людей.
Чаще всего бывает два типа:
Заучка - когда человек настолько ответственно подходит к обучению, что всё у него получается. Именно под таких заучек и отличников часто составляются программы "из министерства" (там же де-факто считается, что все дети аж кушать не могут как сильно хотят учиться).
Реально умный - он действительно настолько умный, что иногда глаза закрываются на допущенный косячок, так как видно, что человек просто "не специально". Из них будут тоже ответственные работники, но такие работники, которые знают себе цену, а потом где на них залезешь, там же и слезешь.
А еще бывает третий тип - комбинированный. Чаще всего школу они заканчивают с несколькими четверками в аттестате, так как зубрить - это не их метод, а знать всё - это дано немногим.
Ну, и ладно. При действующей системе образования вообще нет разницы какие у тебя оценки в аттестате. Самое главное - это экзамены.
Другое дело, что правило "учись учиться" это сегодня самое главное из правил. Такова наша жизнь, что нужно учиться всю жизнь. И если ты умеешь это делать, то трудностей не будет.
А что значит "уметь учиться"? Это то же самое, что и выполнять определенную работу. Учеба - это работа. Не каждому дано учиться, также как не каждому дано работать.
Я не буду приводить примеры, так как их очень много, но могу сказать, что у нас не так много людей, которые действительно умеют учиться - т.е. организовывать процесс, добывать информацию, фильтровать информацию, перерабатывать информацию, делать заключения и выводы.
Мы же с детства знаем такую пословицу (которая является просто отличной иллюстрацией жизни) - когда "Дай голодному рыбу, он будет сыт день. Дай голодному удочку и научи его рыбачить - он будет сыт всю жизнь". Или пока удочку не сломает.
Но что же на деле?
Человек попросит рыбу. Рыба - она здесь и сейчас. А если учиться ловить рыбу - так это время пройдет, да еще работать надо.
Самый лучший вариант - учиться тогда, когда ты сыт.
Но сытое брюхо - не всегда способствует обучению.
- Мне же сейчас хорошо. А завтра будет завтра. Утро вечера мудренее. Может кто еще рыбу даст.
Ушел я от отличников. Теперь к ним возвращаюсь.
Так вот, эти люди умеют учиться. Важное качество в нашем мире, где постоянно что-то меняется.
Нельзя вот так получить профессию, а потом всю жизнь использовать имеющиеся знания. Конечно, может быть и есть такие профессии, где не нужно самообразование. Но это если сидеть на стуле ровно. А если хочется "карьеры", но без наличия "трамплина" - вот тогда нужно поработать при помощи мозгов.
Есть еще выражение - "троечники добиваются больше".
Тут и правда - и не очень.
Кто-то, конечно, добивается. Но тут, скорее, действует эффект неожиданности.
- Представляешь, а Васька теперь в администрации работает.
- Так ведь он таблицу умножения на семь только к восьмому классу выучил!
- Зато он однажды "прикрыл" кого надо. Вот теперь большой человек с большим бизнесом.
А отличник Митрофан сидит где-то в офисе, чего-то там по клавишам долбит, ходит в старых джинсах, на машине простой ездит.
- А мы ждали от него большего!
Чего большего? Что он нобелевскую премию получит? Или министром финансов станет? Или откроет шаурмечную с шиномонтажкой?
Только мы не до конца всё знаем. Никто нам нюансы рассказывать не будет.
Шансов занять теплое место под солнцем у отличников всё же больше. Но всё зависит от человека и обстоятельств жизни.
Я бы сказал так: есть возможность - учись, нет возможности - помни, что люди физического труда зарабатывают не меньше.
В идеале, нужно быть и швецом, и жнецом, и на дуде игрецом. У нас же рыночная экономика. То туда ветер дунет, то оттуда.