Найти в Дзене

Металлические дороги в древнем мире. Как такое возможно?

Археологи расшатывают все наши представления о прошлом. «Примитивный мир» предков, оказывается, совсем не так прост!

Можно ли представить, что где-нибудь, даже пусть в самой богатой стране мира, дороги будут ремонтировать, разливая по выбоинам расплавленный металл?

Конечно, нет! Слишком дорого, да и сложно, что уж там говорить. Ведь чтобы расплавить железо, нужна доменная печь – обычной газовой горелки тут недостаточно, это ведь не битум, не асфальт, и не гудрон!

Получается, граждане Великой римской империи были богаче и технологически более продвинуты, чем современные американцы и европейцы?

Никто в мире не заливает дороги железом. А вот в городе Помпеи, который был похоронен под вулканическим пеплом от извержения Везувия почти две тысячи лет назад именно так и поступали.

Неожиданно? Еще бы.

Причем, как недавно выяснилось, дорожные работы по латанию мощеной каменной городской трассы велись даже непосредственно перед извержением вулкана.

Переход улицы разрешается только в положенном месте!
Переход улицы разрешается только в положенном месте!

Кстати говоря, именно Везувий поставлял горожанам материал для строительства дорог: улицы в городе мостили булыжником и лавовым камнем, который добывали на этой близлежащей горе.

Вообще Помпеи был оживленный и развитый полис. Помимо мощеных улиц и дорог, в нем были сточные канавы – прообраз современной канализации; общественные бани и туалеты; библиотеки, школы, закусочные. Уличный фаст-фуд тоже имел место быть в древнем городе.

-3

Но почему все-таки дороги чинили расплавленным железом?

Потому что как раз в ту эпоху, завоевав Британию, империя римлян захватила железные месторождения Южной Англии – то есть, практически, получила в свое распоряжение «нефть» того времени.

Сотни тонн кованого железа захватчики вывезли к себе – им оно досталось бесплатно, так что стоило недорого.

Заливка дыр и ям на дорогах расплавленным железом обходилась дешевле еще и потому, что ремонт при помощи камня занимал довольно много времени. Даже в современных городах ремонт дорог затрудняет движение, что уж говорить о Помпеях с его узкими улицами. Там движение по дорогам и улицам вовсе пришлось бы останавливать. Видимо, горожане не могли себе этого позволить – движение было достаточно оживленным.

-4

Все это можно понять… Одно остается загадкой – каким образом ремонтники плавили железо?

Вернее, так: расплавить металл – полбеды. В ту эпоху уже существовали печи, способные создать температуру в 1600 градусов Цельсия (при которой плавится железо). Но они же не были переносными! Во всяком случае, ничего такого пока не удавалось найти ученым.

Тогда как доставляли жидкий металл на место ремонта?

Версия выдвинута пока только одна: это делали рабы. Бегали под плетками надсмотрщиков, таская тигли с раскаленным металлом.

-5

Версия так себе… Хотя ученые обожают ее. Пирамиды в Египте, сложенные из многотонных блоков, строили рабы. Сверхпрочные камни в городах майя, для обработки которых нужны алмазы, обтесывали рабы. Наверно, спустя пару тысячелетий, будущие ученые будут объяснять будущим школьникам, что ракеты в космос тоже рабы пуляли. И электроэнергию на атомных станциях создавала рабская сила.

Рабы и рабская сила – это такое универсальное объяснение, применяемое современной наукой ко всему необъяснимому.

Однако другой гипотезы еще не придумали.