Найти тему
Андрей Мятиев

Удивительный карбидный велосипедный фонарь Cetolite 1899 года - из коллекции Веломузея.

Представляю вашему вниманию велосипедный карбидный (ацетиленовый) фонарь очень необычного дизайна с восточными мотивами. Фонарь изготовлен британской компанией H. Miller & Co Ltd в городе Бирмингем в период с 1899 по 1901 год. Модель называется «Cetolite» и является первой в целой плеяде фонарей с таким названием, выпускаемых компанией на протяжении длительного времени. Форма фонаря вызывает ассоциации с архитектурой Востока, а боковые цветные стекла в форме звезд и полумесяцев усиливают этот эффект. Фонарик довольно компактный – его высота около 18 см. В свое время эта модель считалась довольно дорогой и славилась сильным светом. В России такие фонари продавались несколькими велосипедными магазинами, как в Москве, так и в Санкт-Петербурге. Этот экземпляр был подарен мне известным питерским художником, членом-корреспондентом Российской академии художеств Андреем Алексеевичем Пахомовым еще в начале 1990-х годов и стал на долгое время самым необычным карбидным фонарем в моей коллекции.

Карбидный велосипедный фонарь Cetolite, изготовленный британской компанией H. Miller & Co Ltd в 1902 году - из коллекции Веломузея Андрей Мятиева.
Карбидный велосипедный фонарь Cetolite, изготовленный британской компанией H. Miller & Co Ltd в 1902 году - из коллекции Веломузея Андрей Мятиева.
Карбидный велосипедный фонарь Cetolite, изготовленный британской компанией H. Miller & Co Ltd в 1902 году - из коллекции Веломузея Андрей Мятиева.
Карбидный велосипедный фонарь Cetolite, изготовленный британской компанией H. Miller & Co Ltd в 1902 году - из коллекции Веломузея Андрей Мятиева.
Карбидный велосипедный фонарь Cetolite, изготовленный британской компанией H. Miller & Co Ltd в 1902 году - из коллекции Веломузея Андрей Мятиева.
Карбидный велосипедный фонарь Cetolite, изготовленный британской компанией H. Miller & Co Ltd в 1902 году - из коллекции Веломузея Андрей Мятиева.

Принцип работы карбидного фонаря таков: в верхний резервуар заливается вода, в нижний помещается карбид; вентилем с игольчатым клапаном регулируется поступление воды в нижний резервуар. Выделяющийся в результате химической реакции ацетилен поступает по трубке в горелку и поджигается. Пламя довольно сильное и дает голубоватый резкий свет. По своей эффективности карбидные фонари значительно превосходили масляные и керосиновые, а тем более свечные лампы, использовавшиеся ранее, но со временем они были вытеснены с рынка более безопасными и не требующими сложных манипуляций электрическими фонарями.

Карбидный велосипедный фонарь Cetolite, изготовленный британской компанией H. Miller & Co Ltd в 1902 году - из коллекции Веломузея Андрей Мятиева.
Карбидный велосипедный фонарь Cetolite, изготовленный британской компанией H. Miller & Co Ltd в 1902 году - из коллекции Веломузея Андрей Мятиева.
Карбидный велосипедный фонарь Cetolite, изготовленный британской компанией H. Miller & Co Ltd в 1902 году - из коллекции Веломузея Андрей Мятиева.
Карбидный велосипедный фонарь Cetolite, изготовленный британской компанией H. Miller & Co Ltd в 1902 году - из коллекции Веломузея Андрей Мятиева.

Предлагаю вашему вниманию публикации, посвященные истории велосипедного освещения:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Карбидный велосипедный фонарь Cetolite, изготовленный британской компанией H. Miller & Co Ltd в 1902 году - из коллекции Веломузея Андрей Мятиева.
Карбидный велосипедный фонарь Cetolite, изготовленный британской компанией H. Miller & Co Ltd в 1902 году - из коллекции Веломузея Андрей Мятиева.