Найти в Дзене
zoom-spb

Казань. Часть 2: транспорт

Казанская транспортная система достойна отдельного рассказа.

Герб города
Герб города

Другие статьи о чудовой Казани:

Казань. Часть 1: Кремль

Казань. Часть 2: транспорт

Казань. Часть 3: Храм всех религий

Казань. Часть 4: Татарская слобода

Казань. Часть 5: улица Баумана

Казань. Часть 6: север центра

Казань. Часть 7: окраины центра

1. Начну, конечно, с метрополитена, единственного начатого и законченного при независимой России. Решение о строительстве было принято президентом Борисом Ельциным в 1996 году, а уже в 2005-м открылась линия из 5 станций («Кремлёвская»-«Горки»). Впоследствии линия приросла 6 станциями в южную и северную стороны: до «Дубравной» и «Авиастроительной» соответственно - но вторая линия пока что не появилась, и, думаю, появится нескоро из-за ужасной реальности после 24 февраля 2022-го. Даже в Петербурге последняя новая станция открылась 4 года назад.

Станции не имеют капитальных надземных вестибюлей (кроме "Проспекта Победы"), что сильно удешевило строительство. Вход на самую центральную станцию "Кремлёвская":

-2

2. В итоге местное метро с 1 линией и 11 станциями занимает 4-е место по длине сети (16,8 км) и 5-е по количеству станций после Московского (263), Петербургского (72), Нижегородского (15) и Новосибирского (13), опережая Екатеринбург (9) и Самару (10). Во всех информационных надписях присутствует татарский язык:

-3

3. Проезд можно оплачивать транспортной картой и пластмассовым жетоном, но первая почему-то не продаётся в кассах метро:

4. Пассажиропоток здесь должен быть неплохим: линия связывает самый центр с спальными районами на севере и юге, плюс есть станция у Северного вокзала.

Центральная станция "Кремлёвская" (2005) односводчатой конструкции в фоновой отделке ничем особо не выделяется, но изобилует красивыми деталями:

5. По центру зала устроены очень симпатичные декоративные колонны, обыгрывающие местную архитектурную стилистику:

-6

6. Потолок тоже прекрасен:

-7

7. Особенно дракон Зилант, символ Казани, красующийся на её гербе:

-8

8. К сожалению, не знаю значения этих символов, а, может, это вовсе абстракция:

-9

9. Мне больше всего понравилась эта штука:

-10

10. Ещё мозаичные украшения «Кремлёвской»:

-11

11. Подвижной состав в Казани отличается новизной - здесь нет и никогда не было широко распространённых по всему бывшему СССР мытищинских 81-717 (это которые синие с белым зигзагом, выпускались в 1976-2021). Основная модель тут - 81-740 "Русич" (на фото), они производились в 2003-2013 годах.

Интервал движения побольше, чем в Петербурге (в час пик - 5 минут), но находится в пределах разумного.

-12

12. Отделка стены станции отсылает "зубцам" стен русских кремлей:

-13

13. Всем известная надпись на дверях:)

-14

14. Кроме "Русича" в метро курсирует один состав 81-765 "Москва" (выпускается с 2016 года). Также в наличии 5 составов типа 81-553.3 совместного с Škoda производства, но я их не встречал.

-15

15. Соседняя с "Кремлёвской" "Площадь Тукая" (Тукай Мәйданы, 2005) тоже оформлена в национальном стиле, присутствует отделка зелёным мрамором и "кессонный" потолок. На колоннах висят фотки с открытия метрополитена, на одной из них я обнаружил воодушевляющую пометку:)

Конструкция станции - колонная двухпролётная.

-16

16. Навигационное табло на трёх языках:

-17

17. У каждой нации есть литераторы, которые прожили мало лет, но за отпущенное им время успели внести огромный вклад в культуру страны. У нас - Пушкин и Лермонтов, в Украине - Леся Украинка, в Беларуси - Максим Богданович, в Германии - Максимилиан фон Шенкендорф, в Англии - Байрон. В Татарстане свой герой - Габдулла Тукай (1886-1913).

Станция его имени украшена мозаичными панно на темы стихов Тукая:

18. Кстати, очень радует отсутствие несуразных советских названий станций.

19. Ещё одна примечательная станция - колонная трёхпролётная "Суконная Слобода" (Сукно Бистәсе, 2005):

-20

20. Её вестибюль оформлен в духе барокко:

-21

21. Всё очень симпатично:

-22

22. Так как метро в Казани строилось уже в наше время, тут предусмотрены удобства для людей с ограниченными возможностями.

-23

23.

-24

24. Теперь переходим к троллейбусу.

Система этого общественного транспорта появилась в столице Татарстана в 1948 году - раньше многих других. Действует 10 маршрутов, основная машина - энгельсская "Тролза".

25. Во время ремонта на пешеходной улице Баумана (Богоявленской) к окраске ограждения из профлиста подошли со вкусом:)

О самом "местном арбате" пойдёт речь в одной из следующих статей.

-26

26. Казанский трамвай и вовсе один из старейших в стране - он открылся в 1899 году, старше только в Кёнигсберге (1895, открыт немцами), Нижнем (1896), Курске (1898), Орле (1898), в тот же год движение открылось в Москве. Всего работает 9 маршрутов.

Обратите внимание, что троллейбус и трамвай раскрашены в зелёный и бордовый соответственно. Это национальные цвета Татарстана.

27. Я прибыл в Казань с Ижа на Северный вокзал, но он с архитектурной точки зрения интереса не представляет, а вот главный вокзал «Казань-Пассажирская» наоборот приятно удивил (как и сам город в целом). В отличие от большинства российских вокзалах здесь нет срача, стихийной торговли, злачных заведений, вонючих ларьков с шавермой, театра безопасности etc. Привокзальная площа тиха и пустынна:

-28

28. Железная дорога пришла сюда относительно поздно для такого важного города, в 1894 году. Причина банальна: Казань находится на левом, дальнем от Москвы берегу Волги, так что по факту линия Москва-Казань замкнулась ещё позднее - в 1913 году после строительства Романовского моста через великую реку.

-29

29. В 1896-м было построено великолепное здание вокзала (архитектор - Генрих Руш). Белые барсы, охраняющие вход - ещё один символ Татарстана (известна местная хоккейная команда «Ак Барс», «ак» - с татарского «белый»).

-30

30. Интерьер вокзала приятен, но тут немного тесновато:

-31

31.

-32

32.

-33

33.

-34

34. Казанский аэропорт имени Габдуллы Тукая (1979) связан с городом аэроэкспрессом с главного вокзала. В этот момент петербуржцы грустят.

-35

35.

-36

Следующая статья будет о Храме всех религий, а после уже начну показывать собственно исторический центр города.

Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.

Спасибо за внимание