Найти тему
IQ Media

Свободное место: россияне счастливы работать дистанционно

Фото: iStock
Фото: iStock

Все больше рабочих задач можно выполнить за пределами офиса, и в мире растет число дистанционных работников. Однако удаленка несет в себе как плюсы, так и минусы. Ученые НИУ ВШЭ решили выяснить, как этот формат влияет на общую удовлетворенность россиян работой.

В рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» (реализуется по программе «Приоритет-2030») состоялся семинар «Влияние дистанционной занятости на удовлетворенность работой».

Заместитель заведующего Лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ Лариса Смирных отметила рост масштабов дистанционной занятости. В 2016 году доля россиян, работающих из дома, составляла порядка 8%, а в 2020–2021 годах их насчитывалось уже 10%. Среди стран с переходной экономикой Россия является одним из лидеров по этому показателю. В период пандемии COVID-19 удаленка стала нормой и осталась распространенным форматом после ее окончания.

При этом удаленка востребована не везде, так как некоторые задачи просто не могут выполняться из дома и требуют личного присутствия в офисе.

Как показало исследование, проведенное по данным опросов свыше 15 тысяч россиян, чаще всего на удаленный формат переводятся работники с плохим здоровьем, с высшим образованием, занятые в таких отраслях, как образование, наука, ИТ и услуги. Также женщины чаще предпочитают работать из дома, нежели мужчины: 28% против 19%. В крупных городах этот формат распространен больше, чем в средних и малых.

Выбор дистанционной занятости не случаен. Самыми частыми причинами становятся недостаточно хорошие условия труда в офисе, желание сэкономить на транспорте и питании и не тратить время на дорогу, потребность в гибком графике и мобильности.

Что касается зарплаты, то на дистанте работник может получать как больше, так и меньше — это зависит от очень многих причин, включая фактор «как договорился», а также возможность потратить высвобожденные ресурсы на подработку или вторую работу.

В период пандемии этот формат позволил многим работникам сохранить рабочие места и защитил от увольнений, отметила Лариса Смирных. Тогда он был вынужденным и зачастую воспринимался негативно. Однако со временем это изменилось: если в 2020 году у работников преобладало негативное отношение к удаленке, то уже в 2021 году оно стало скорее нейтральным.

При этом работа больше удовлетворения приносит тем, кто работает дистанционно. Это отмечалось как до, так и в период пандемии COVID-19.

Однако выполнение удаленной работы нередко выходит за нормативные границы рабочего дня — многие жаловались на рост сверхурочной работы. Чем больше часов в день приходится трудиться, тем ниже удовлетворенность работой: она начинает снижаться примерно после восьми часов в день.

Вместе с тем многие россияне научились распределять рабочее время в соответствии со своими предпочтениями, комбинировать работу и досуг, однако границы между ними размылись.

«Дистанционная занятость вносит позитивный вклад в удовлетворенность работой на российском рынке труда. В этой связи она может рассматриваться как форма занятости, которую стоило бы не только применять для экстренных ситуаций, отдельных рабочих мест и профессий, но и использовать более широко», — считает профессор.

При этом применение такого формата требует пересмотра регламентов и норм по организации труда дистанционных работников, подчеркнула она. Изменения в Трудовой кодекс РФ для регулирования этого вида занятости были внесены в 2020 году, но над ними еще предстоит потрудиться.

Исследователи предложили ряд рекомендаций работодателям по применению формата удаленки. Так, стоит более детально проговаривать режим работы и KPI таких работников, разработать новые формы контроля поставленных задач, проводить мероприятия по организационной вовлеченности сотрудников в деятельность компании, а также уделять больше внимания техническому оснащению и программному обеспечению их домашнего офиса.

По материалам HSE Daily