Кинематограф, как мы знаем, дело рискованное: одни фильмы вдруг собирают огромную кассу и становятся хитами, а другие проекты неожиданно тонут и приносят убытки. Но иногда провалы картин становятся очень уж неожиданными, поскольку те являются продолжениями популярных франшиз.
Я уже писал о некоторых “неудачниках” 2023-го, которые ушли в прокате ко дну (“Человек-муравей и Оса: Квантомания”, “Флэш”, “Индиана Джонс и Колесо Судьбы”) и хочется рассказать ещё об одном. О том, за провал которого обиднее всего, потому что фильм получился отличным.
Это, как Вы поняли, седьмая часть серии про спецагента Тома Круза, то есть Итана Ханта, которая получила внушительное название “Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть первая” (Mission: Impossible - Dead Reckoning Part One). Но о деньгах расскажу в конце, а пока о самом фильме.
Миссия: шпионский боевик/триллер. Выполнено.
И сразу стоит сказать, что “Смертельная расплата”, как и предыдущие шесть фильмов серии, – типичный представитель своего жанра. Что в данном случае даже хорошо.
Шпионское кино, как и многие другие жанры, возникло достаточно давно. Альфред Хичкок начал успешно популяризировать жанр ещё в начале 30-х. “Доктор Ноу”, первый фильм о Джеймсе Бонде, вышел в прокат в 1962 году. А оригинальный сериал “Миссия: невыполнима” демонстрировался на американском телевидении с 1966 по 1973 годы. С тех пор фильмы о шпионах прочно закрепились в мировом кинематографе, как и их жанровые законы.
Серия полнометражных фильмов “Миссия: невыполнима”, начатая в 1996 году, точно следовала букве современных жанровых канонов (тайные ведомства, макгаффины, предательства, двойные агенты и прочее), но удачно смешивая триллер с боевиком, вывела жанр на качественно иной уровень зрелищности и нагнетания саспенса. А последующие картины только повышали градус этих аспектов.
Поклонники франшизы наверняка помнят погоню вертолёта за скоростным поездом из первого фильма, подъём Итана на скалу из второго, взрыв Красной площади или подъём по стене небоскрёба из четвёртого, драку в туалете из шестого.
Седьмая часть не стала исключением. В этот раз Итан Хант охотится за ключом, который даёт контроль над могущественным ИИ, который обрёл самосознание. За ним охотятся и все крупные агентства, но Итан хочет его уничтожить, а остальные завладеть. В то же время сам ИИ не сидит без дела.
Старые герои встречают новых, ставки повышаются и уровень развлекательности стремится к максимуму.
Миссия: увлечь и развлечь зрителя. Выполнено.
Изобретательный развлекательный аттракцион – главное достоинство франшизы – в седьмом фильме не исчез, и картина подарила зрителям новую сцену (и не одну, если уж на то пошло), которую потом можно пересматривать снова и снова.
“Смертельная расплата” вопреки словам сценариста и режиссёра Кристофера Маккуорри (он говорил, что основное действие сконцентрируется во второй части) оказалась весьма динамичной и насыщенной. Многозначительное и тревожное вступление сменяет короткая передышка, но только лишь для обязательной сцены, где Итан берётся за очередную миссию, которую невозможно выполнить.
А затем повествование по привычке сменяет локации от Аравийской пустыни до Венеции, сменяет нагнетающий саспенс на зрелищные автомобильные погони, рукопашные бои на смертельные трюки, не давая зрителю вспомнить, что фильм на самом деле идёт 2,5 часа. Я вот не заметил, пока не появились финальные титры.
Фильм даёт зрителям ровно то, за что они полюбили эту серию. Повод забыть о реальности, возможность отправиться в приключение.
И в этом свете критические замечания некоторых обозревателей к сценарию выглядят как придирки или взмахи кулаками после драки. Но жанровые условности на то и условности, чтобы их ругали.
Миссия: заработать много денег. Выполнено, но…
Кинематограф, рассчитанный на массового зрителя, – это огромная машина по добыванию денег. Думаю, это ни для кого не секрет.
И в общем зачёте франшиза, разумеется, осталась в плюсе: бюджеты семи фильмов превысили 1,12 миллиарда $, а кассовые сборы перевалили за 4,13 миллиарда. Но в индивидуальном зачёте “Смертельная расплата” стала первым фильмом, принёсшим убытки.
Как и в случае с четвёртым “Индианой Джонсом”, часть проблем с окупаемостью седьмой “Миссии” связана с огромным бюджетом – 290 миллионов (а в некоторых источниках и за триста). И это не считая рекламного бюджета.
Чтобы отбить такие затраты нужны сборы минимум в 900 миллионов, а “Смертельная расплата” освоила в кинотеатрах только 567,5 (172,1 на родине и 395,4 – в мире). Деньги, разумеется, будут ещё очень долго считать и пересчитывать, часть убытков перекроют продажа прав стримингам, релизы на носителях и прочее. Но провал уже очевиден и неизбежен.
Аналитики, обсуждая причины, также упоминают ковид, связанные с ним ограничения и переносы премьеры (изначально фильм должен был выйти летом 2021 года), а также разделение фильма на две части и общее производство, которое несколько раз приостанавливалось и до сих пор не окончено (кажется, режиссёр сообщал, что на момент премьеры “Смертельной расплаты” вторая часть была завершена на 40 %).
Теперь только релиз второй части покажет: был ли это случайный сбой (вызванный Барбигеймером) или миссия по добыче денег стала невыполнимой. Но подождать придётся изрядно, потому что премьеру уже перенесли с июня 2024-го на май 2025-й.
Итог.
Не буду здесь рассуждать о том, что значат провалы больших фильмов из больших франшиз, оставлю это профессиональным киноведам и киноаналитикам. Повторюсь лишь, что в отношении сегодняшней картины провал был очень обидным.
Потому что “Смертельная расплата” – отличный шпионский боевик, динамичный и увлекательный, качественно и с размахом поставленный, да с отличной актёрской труппой. И я согласен с западными критиками: это один из самых, если не самый лучший боевик этого лета.
Но, как бы я с критиками ни восхищался, Хорошее Кино у каждого всегда своё.
- Кинопоиск: 7.2 (29,6 тысяч оценок)
- IMDb: 7.8 (191,9 тысяч оценок)
- Роттен Томатос, зрители: 94 % (5000+ отзывов)
- Роттен Томатос, критики: 96 % (418 рецензий)
- Метакритик: 81 из 100 (13 рецензий)