Найти тему
КИРИН59 говорит

“Флэш”: монстр Франкенштейна, который оказался не так ужасен

Если касаться киновселенной DC в сегодняшнем её виде, то можно увязнуть в описаниях, как в болоте, из которого несведущий зритель никогда не выберется. Даже если вручить подробную “карту”.

Так что опущу практически всю предысторию фильма “Флэш” о самом быстром супергерое, чей сольник так долго добирался до больших экранов. И попробую взглянуть на него непредвзято, даже отвлечённо.

Осторожно: могут быть спойлеры!

Афиша фильма, источник: https://www.kinopoisk.ru/
Афиша фильма, источник: https://www.kinopoisk.ru/

Пожалуй, перед просмотром “Флэша” стоит держать в уме только пару фактов.

Первое: это картина, входящая в киновселенную DC, которая началась с фильма “Человек из стали” (2013) Зака Снайдера.

И второе: её производство было долгим и сложным, что не могло не оставить определённый отпечаток на картине.

Для комфортного просмотра большего и не нужно.

Теперь расскажу об этих пунктах чуть подробнее, попутно делясь впечатлениями от картины, поскольку одно от другого представляется мне неотделимым.

Кадр из фильма, источник: источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма, источник: источник: https://www.kinopoisk.ru/

Следуя популярному сегодня направлению, “Флэш” касается темы мультивселенных. Да, именно “касается”. Не “исследует”, не “встраивается” в неё, даже не ”знакомит” с ней и уж тем более не “развивает”.

Для зрителей, уже посмотревших картину, мои слова могут показаться странными, ведь в фильме есть минимум три Флэша, три Бэтмэна и три Супермэна (последних, кажется, даже больше). Но по моему сугубо субъективному мнению, всему этому уделено слишком мало внимания – действие сосредоточено только на Флэше. И это, пожалуй, хорошо. Да и большинство проявлений мультивселенных к тому же сконцентрировано в финале.

Да, немало времени уделено Бэтмэну Майкла Китона. Да, основное действие фильма развивается в другом мире (без Супермэна). Но это в итоге примерно то же самое, что мы видели в мультивселенной безумия Доктора Стрэнджа. Когда в сюжете показывают два основных мира, (причем первый-то зритель уже знает – оттуда пришел главный герой – и его нет нужды долго демонстрировать) к которым добавляют несколько мизерных эпизодов или даже отсылок к другим – это сложно назвать мультивселенной.

Вот “Человек-паук: паутина вселенных” (2023) – другое дело. Это настоящий эталон экранизации комиксов о мультивселенных. Но сейчас не о нём.

Кадр из фильма, источник: источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма, источник: источник: https://www.kinopoisk.ru/

Удивительным образом “Флэшу” для комфортного просмотра всё же хватает и того, что в нём есть. Особенно для достаточно опытного кинолюбителя.

Потому что картина возвращает в прошлое не только Флэша, но и зрителя. Это немного противоречит идее фильма: нельзя жить прошлым. Хотя, возможно, идею просто не все прочитали до конца: нельзя жить прошлым, но его нужно помнить.

Таким образом в картине оправдан не только Бэтмэн Китона (последний раз Майкл появлялся в этом образе в 1992 году) и шутки про Эрика Штольца в образе Марти МакФлая (он должен был сыграть его в “Назад в будущее” 1985 года, были отсняты даже несколько сцен, но в итоге его заменил Майкл Дж. Фокс), но и Супермэн Николаса Кейджа (он должен был сыграть Человека из стали в 1990-х годах в отменённом фильме Тима Бёртона, в интернете легко найти его снимки в костюме героя).

Для меня такие моменты были приятны при просмотре. Как и появление режиссера Андреса Мускетти в своей картине. Если не знали, то он появился на пару мгновений ближе к финалу – тот самый репортер, из рук которого Барри выхватывает еду.

Кадр из фильма, источник: источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма, источник: источник: https://www.kinopoisk.ru/

И теперь можем перейти к сложному производству и его последствиях. Но расписывать подробно не буду. Если Вы следите за индустрией и интересуетесь комиксами, то наверняка уже знаете, что “Флэш” в производстве с 2014 года (а если не касаться серии картин под руководством Зака Снайдера, то с восьмидесятых).

Только за последние десять лет картина сменила с пяток режиссеров, да с десяток сценаристов; перенесла несколько смен концепций, в том числе уже во время производства; подвергалась пересъёмкам, досъёмкам, остановкам съёмок; пережила несколько скандалов с исполнителем титульной роли Эзрой Миллером.

В итоге был заявлен бюджет в 200 млн. $ (хотя его скорее всего приуменьшили) и проведена масштабная рекламная кампания (с бюджетом, наверное, в половину производственного). Но мировые сборы на сегодня составляют чуть больше 268 млн. $, оценки критиков и зрителей пляшут в районе 6 баллов (только зрители на Томатах оценили на 83 %), а аналитики предрекают студии убытки миллионов на 300, что делает кассовый провал фильма одним из самых громких за последнее десятилетие.

Кадр из фильма, источник: источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма, источник: источник: https://www.kinopoisk.ru/

Со многими претензиями к картине сложно не согласиться. Местами жуткий CGI, спорность сюжетных ходов, подбор персонажей и прочее видно невооружённым взглядом.

Но при всём этом “Флэша” можно смотреть с интересом.

Молодого Барри не так уж и много, чтобы счесть Миллера в этом образе за имбицила (хотя он прошёл по грани). Камео Галь Гадот и эпизоды с Беном Аффлеком заставляют с ностальгией вспомнить мрачную версию Снайдеровских картин, а камео в финале разжигают настоящий ностальгический пожар. Шутки, в основном забавные, не всегда вызывают испанский стыд, что уже неплохо.

Да, кино далеко от идеала, каким описывали его перед премьерой. И все же вполне годное. Мускетти сделал всё, что было в его силах, чтобы сделать из… глины вазу.

Кадр из фильма, источник: источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма, источник: источник: https://www.kinopoisk.ru/

Что в итоге?

Иногда мне думается, что зря студия стала рекламировать картину как “лучший кинокомикс”, завышая ожидания аудитории перед просмотром. Они, ожидания, и так были неплохими после первого трейлера, но масштабная реклама, кажется, сыграла с фильмом злую шутку.

Все, кто ждали картину, не могли не знать, что она проблемная. Как и того, что проблемные фильмы получаются хорошими крайне редко. Поэтому ожидать от заведомого монстра Франкенштейна красоты и изящества было несколько неоправданно, если не глупо.

Но этот монстр на поверку оказался не так уж ужасен, как его размалевали.