Смысл названия ярославской реки Соть можно оценить приблизительно, используя словари современных финно-угорских наречий Поволжья. По мнению самого авторитетного исследователя в этой области А.К. Матвеева, Соть значит «светлая, чистая, прозрачная». В корне этого древнего гидронима угадывается марийская основа сото – «белый, светлый, чистый». Ещё одна популярная версия направлена на сопоставление с названиями соседних рек Сога, Согожа, Сохоть, Соньжа, в основе которых находится корень со – болото.
Нужно понимать, что такой примитивный метод, основанный на поиске созвучий и фонетической близости, мало продуктивен. Для того, чтобы лучше понять скрытый в вековых языковых наслоениях смысл названия реки, стоит сначала внимательно посмотреть на названия её притоков. Комплексный анализ топонимики и особенно микротопонимики в сочетании с исследованиями местных диалектов может существенно прояснить языковые истоки слова Соть.
Значение «светлая, чистая» хорошо подходит для Соти. Действительно, вода в реке чиста и прозрачна, она не имеет того характерного красно-бурого оттенка, какой наблюдается, например, в Ухре и её многочисленных "чёрных" притоках. Купание в реке одно удовольствие. Жёлтые кувшинки и водяные лилии украшают в июле речные плёсы и заводи. Белые, сияющие на солнце песчаные отмели вполне годятся под пляжи.
При этом верховья реки составляют ручьи, имеющие названия с противоположной, впрочем, вполне обычной для наших мест окраской, Чёрный, Глухой, Лесной и т.п. Истоки реки Соть находятся на севере Ярославской области на стыке с вологодскими районами. Самые дальние хвостики на карте вьются в окрестностях станции Скалино, в урочищах Красное и Медведково.
Два лесных безымянных ручья вытекают из заболоченного леса в трёх километрах от одной из самых высоких точек Даниловской возвышенности – Шуйской горы. Два ручья с тёмной водой, насыщенной торфяной взвесью, встречаются в урочище Левково и дают начало реке Соть.
Иорданка
Первый значительный приток находится в том месте, где Соть пересекает дорогу из Козы на Скалино. Речка Иорданка течёт из села Милкова и своё название вероятно получила от церковных служителей местного сельского прихода. Названа она в честь священной реки Иордан, в которой Иоанн Креститель окрестил Иисуса Христа. Иордань – так у нас называют крещенскую прорубь на реке для водосвятия.
Название слегка ироничное. Ближневосточный Иордан – это, по сути, небольшая речка и многие паломники, мечтающие окунуться в святых водах, недоумевают по поводу её небольших размеров. Омовения осуществляются в специально оборудованных в русле реки купелях.
Иорданка в Милкове представляет собой совсем незначительный ручей, это самое начало, исток речки. Прорубь любого размера на таком ручейке проделать весьма проблематично. Поэтому для водосвятия и для крещенской купели в старину на Иорданке вероятно тоже копали запруду.
В речи местных жителей название звучит как Ярданка или Ерданка. Речка течёт далее через урочище Черницыно и впадает в Соть возле бывшего хутора Беляевского. На старой карте 1857 года речка обозначена "через-пень-колоду" – Ранка, что несомненно является искажением исходного названия.
На первых картах Любимского уезда конца 18-го века речка тоже ошибочно отмечена как Чернавка. На самом деле ручей Чёрный – это приток Иорданки, протекающий в Черницыне.
***
Река Соть впервые упоминается в письменных источниках в 1457 году в жалованной грамоте великого князя митрополитам московским. Деревни и притоки верхней Соти впервые отмечены в документах служилых людей, первых здешних помещиков Гиневлевых, усадьба которых располагалась в сельце Дьяконове.
Мы, великий государь Василей ... всеа Русии и великий князь, пожаловал есми Михаля Ильина сына Гиневля в Костромском уезде в Троецкой трети деревнею Дьяконовым, деревнею Полежаевым, что сели те деревни на лесу на черном после писцов ... деревнею Левковым займищем верх речки Соть ... (1533 г.)
Напротив устья Иорданки с другого берега в Соть сбегает ручей Дьяконовский, а чуть ниже другой – Захаровский, чьи названия соответствуют бывшим здесь деревням с теми же названиями. Деревня Захарово упоминается в той же грамоте как Федориково Захарова. В этом названии буквально отразилось имя и отчество основателя первого починка. Деревня Левково фигурирует в тексте как Левково Займище. Отсюда становится ясно, что название деревни произошло от имени первопоселенца Левко́ (Лев, Леонтий).
Хмелёвка
В селе Мартынове в Соть течёт Хмелёвка или Хмельница. Название вероятно связано с деревней Хмелевицы, в направлении которой ведут истоки этой малой речки. Название типовое и распространённое, связано с культурой выращивания хмеля, основного ингредиента для пива. В старину это был распространённый слабоалкогольный напиток, который варили в каждом селе на церковные праздники.
Кроме того, дикий хмель – один из основных обитателей речных пойм. Хмелевые лианы облюбовали берега наших лесных речек, заплели непроходимыми "джунглями" приречные кусты. В жалованной грамоте Гиневлевым сказано:
пожаловал ... деревнею Федориковою Захарова на речке на Хмелевице ...
Холмец
Между Мартыновым и Заречневым в Хмелёвку впадает небольшой ручей с названием Холмец, который также унаследовал название от бывшей здесь деревни. Деревня Холмец упоминается в той же грамоте.
пожаловал ... деревнею Заречною на Соти и деревнею Холмцом ...
Лесная Соть
Ниже по течению реки, в районе Хватовского болота к Соти присоединяется система мелких, разветвляющихся истоков, которые в целом обозначаются как Лесная Соть. Название это вполне соответствовало окружающей местности. Здесь во все периоды истории было лесисто, глухо и малонаселённо. Сейчас тем более. Ни одной живой души до самого Кукобоя. В последнее время, правда, "лесной" эту часть реки назвать сложно. Обширные лесные массивы Лесной Соти подверглись тотальным вырубкам.
Лесная Соть имеет два основных русла, собирающих на своем пути (порядка 15 километров) более мелкие лесные ручейки. Левый, главный рукав на картах обозначен традиционно – Чёрная речка. Исток её находится примерно там же, где и основная Соть, в окрестностях Медведкова.
Верх Чёрной речки имеет собственное название – Безверховка. Топоним Безверхое – это межевой термин, означающий "дерево без вершины". От этого термина была названа деревня, от которой в свою очередь прозвалась и речка.
В урочище с названием Чёртова деревня (было здесь такое поселение до революции в десять дворов) течёт ручей Вешняков. В грамоте 1533 года упоминается Починок Вешнеков, от которого также унаследовал своё название ручей. Вешняк — деревенское прозвище, которое значит "родившийся весной".
В Безверхове к ручью присоединяется речка Сидоровка, имя которой пошло от имени местного жителя Сидора. Чёрная речка начинается как раз в деревне Безверхово в результате слияния Безверховки и Сидоровки.
Далее, в урочище Ошейкино в Чёрную речку течёт ручей с названием Грязный, соединяющий Лесную Соть с Хватовским болотом. Вода в ручье действительно насыщена торфяной взвесью.
В названии Хватовского болота, расположенного за Дором-Спасским, лежит старинное имя-прозвище Хват, от характеристики "хваткий, ловкий, умелый". Так звали хозяина прилегающих земельных угодий в один из ранних периодов их освоения.
В окрестностях имеется деревня Хватово, но от неё до болота – более 10 километров. Возможно между этими объектами в древности была какая-то хозяйственная связь.
Глинница
Буквально в трёх сотнях метров от устья Чёрной речки в неё впадает правый рукав системы – речка Глинка или по-старинному Глинница. На современных картах именно она обозначена как Лесная Соть, что исторически не совсем верно. Лесной Сотью называют весь этот край. Болотистые леса и всю территорию на север до Шелекши, покрытую сетью мелких лесных ручьёв, истоков Соти. Посредине этого пространства раньше располагалась деревня с характерным названием Лесниково.
Глинница берет начало в районе бывшей деревни Мильково и погоста Николо-Клоково.
Халитовка
Из Хали́това в Глинницу течёт приток, речка Халитовка. Название речки идёт от деревни, в основе этого топонима находится прозвище Хали́т. Согласно словарям народных говоров Халит, Халитка – простодушный, бесхитростный человек. Простофиля.
Корень слова хал- означает "рот, зев". От него происходят такие просторечные эпитеты, как Халяй и Халява, в старом русском лексиконе имевшие значение – "раззява, бестолочь". Халит, буквально, – человек с открытым ртом.
Чёрный ручей
Далее, ниже по течению Соти вблизи моста автодороги Пречистое — Коза в реку с правой стороны впадает лесной ручей с типичным и самым популярным названием – Чёрный. Он течёт из урочища, где раньше были деревни Перешница и Мальцево.
Соть и Сотьма
Термин Лесная Соть можно противопоставить именованию основного русла реки, который просто Соть. Отсюда происходит ещё одно, более вероятное и более логичное объяснение происхождения гидронима. Соть – "очищенная от леса". В современных наречиях коми-пермяков, родственных по языку современным поволжским марийцам и мордве, есть такой глагол сотны, сотчыны, что значит "жечь, палить". Есть также такие понятия, как сотчом или соттам – "гарь, выгарь".
В русском языке название реки сформировалось на основе подобного древнего земледельческого термина в условиях смешанной меряно-славянской лексики. В качестве шаблона для адаптации названия вероятно было использовано понятие "сок, сочиться". Концовку -ть в слове Соть условно можно принять за суффикс. Такая концевая морфема есть, например, в таких словах как борть, весть, скатерть и т.п. Её функция – отразить функциональность, действие и одновременно сущность, объектность.
В Ярославской области по крайней мере три реки имеют название Сотьма. Это по сути та же Соть, но с типовым формантом -ма, имеющим значение "место, локация". Трактовка "гарь, выгарь, палы" безупречно сочетается с таким указателем. Кроме того, есть похожие и вероятно родственные гидронимы Сотема, Содима, Содыш(ка).
Старинное название большой волости в низовьях Соти – Жары вполне может быть калькой термина Соть, выполненной уже в начале становления русской государственности. Этой версии вторят и названия сотских деревень: Верхний Жар и Нижний Жар, Жарок, Жарки, Гарь, Погары, Чистка, Пыхань, Палишка. Таким образом, подробный анализ местной микротопонимики позволяет нам более точно взвесить вероятностные характеристики и следовательно немного прояснить истоки происхождения загадочного названия Соть.
Мотивировка этих топонимов могла отражать древнейший способ земледелия, применявшийся на берегах Соти ещё с эпохи бронзового века и раннего железа – подсечно-огневой метод. Спутниковые снимки сотских окрестностей наглядно демонстрируют нам, с каким трудом наши предки разрабатывали угодья под пашню и отвоёвывали у глухой тайги место под солнцем. Соть – значит Гари, Выгари, Палы. Места, расчищенные от леса.
Подобный метод хозяйствования в наших краях активно использовали представители археологической культуры дьяковского типа (7 век до нашей эры — 5 век нашей эры). На каком языке говорили дьяковцы остаётся загадкой. Но быстро нарастающий массив данных позволяет всё увереннее говорить о языковой преемственности дьяковцев и поволжских народов, говоривших на финно-угорских наречиях.
Спасибо, что прочитали. Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на журнал!
В статье использованы фотоснимки А.Лобанова (г.Ярославль). https://minicosmos.livejournal.com
Ссылки на продолжение:
#Соть #Пыхань #Иорданка #Хмелевица #Мартыново #Пыхань #Жары #Коза #Глинница #Скалино #Хватово