Найти тему
Просто об импакте

«Обучение служением» в российских вузах: предпосылки, методология и особенности

Оглавление

иллюстратор Кирилл Панченко
иллюстратор Кирилл Панченко

С 1 сентября этого года в 100 российских вузах появился новый образовательный модуль «Обучение служением». Эта новая педагогическая практика соединила в себе процессы обучения и служение обществу в рамках конкретных проектов. Таким образом, студенты совместно с НКО будут работать над реальными кейсами и создавать позитивные изменения в обществе.

Что предполагает методология такого обучения? И какие шаги надо предпринять вузам и некоммерческому сектору, чтобы она стала успешной? Разбираемся в нашей новой статье.

КУРС НА «ОБУЧЕНИЕ СЛУЖЕНИЕМ»

В последние 20-30 лет расширение участия вузов в жизни общества и решении социальных, экономических и иных проблем воспринимается как само собой разумеющееся. Сейчас это называют «третьей миссией» университета. Одна из ее важнейших составляющих, посвященная взаимодействию с некоммерческими организациями, — «обучение служением» или service learning. Это методика, которая сочетает в себе изучение академических дисциплин с формированием навыков общественно полезной работы. Она обеспечивает интеграцию обучения и социальной практики и дает студентам возможность развивать soft skills.

Исходными положениями для service learning стали идеи социального конструктивизма Жана Пиаже (Швейцария), Джона Дьюи (США) и Льва Выготского (СССР), рассказывают зампредседателя Совета Ассоциации волонтерских центров Алина Яшина и журналист Татьяна Печегина.

Во многих странах эта практика является уже привычной и поощряется на государственном уровне. Например, в Великобритании, Нигерии, Аргентине, Португалии, Бразилии, Венесуэле, Чили и Испании в рамках образовательного процесса проводят курсы гражданского и социального служения, организуют добровольную работу студентов и школьников в общественных центрах.

Фокус государственного внимания в России сегодня тоже смещается в сторону практико-ориентированного обучения мировоззренческого характера. Минобрнауки РФ заинтересовано в том, чтобы полученные академические знания применялись в реальных социальных условиях для решения актуальных для общества задач. При этом ключевым моментом является взаимодействие с НКО для решения реальных проблем людей и общества в целом.

И 1 сентября 2023 года в России тоже была запущена системная работа с вузами и социальной сферой. Разработкой и включением в образовательные программы высшего образования курса «Обучение служением» занимались Минобрнауки России совместно с Минтрудом России, Росмолодежью и Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ).

МЕТОДОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Согласно пособию «Обучение служением», которое было издано АВЦ в 2020 году, методология такого обучения предполагает:

  • активную роль каждого участника в формировании, реализации и оценивании социальной инициативы;
  • связь реальной жизни с открытой и гибкой системой обучения;
  • изменение позиции педагога, выступающего в роли наставника, и критика;
  • создание образовательной среды, обеспечивающей доступ к информационным технологиям.

Максимальной эффективностью эта технология обладает благодаря тому, что она может быть встроена:

• в гибком формате на разных этапах обучения с 1 курса: от отдельной дисциплины, посвященной разработке и реализации общественного проекта, до реализации дипломного проекта с конкретным социальным партнером;

• в формате стажировок, практик и факультативных дисциплин, позволяющих в течение обучения погрузиться в решение социально значимых задач.

В 2022 году АВЦ опубликовала рабочую тетрадь по внедрению методики в вузах. В ней содержатся материалы об интеграции «обучения служением» в образовательный процесс, а также интеграции практики в программу Добро.Центров, которые в данной модели будут играть ключевую роль, объединяя университеты и местное сообщество.

Кроме того, на платформе Добро.Университет вышел образовательный курс «Обучение служением», а в 2023 году в рамках Международной премии #МЫВМЕСТЕ появилась номинация «Обучение служением» и спецноминация «Наставничество года».

Проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов отмечает, что университеты могут встраивать в учебные планы реализацию студентом социального проекта или прохождение модуля по выбору. Этот модуль будет направлен на решение общественной проблемы и будет содержать необходимые для ее решения образовательные предметы.

Помимо этого, считают эксперты, возможно формирование верифицированного университетом приложения к диплому или резюме, содержащего реализованные студентом во время обучения социально значимые проекты. Еще один вариант — партнерство университета с социально ориентированными организациями для вовлечения студентов в проекты и инициативы.

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

Как отмечает председатель Совета Ассоциации волонтерских центров, член Общественной палаты РФ Артем Метелев, модуль «Обучение служением» будет успешным, если:

  • объединить теоретическое образование и практическую общественную деятельность в единый процесс;
  • создавать и поощрять партнерства вузов и НКО;
  • мотивировать студентов участием в решении реальных социальных проблем и задач;
  • создавать в университетах команды из преподавателей, методистов и активных студентов, включенных в реализацию методики;
  • мотивировать НКО в регионах активнее размещать свои заказы на платформе ДОБРО.РФ;
  • расширять возможности студентов в получении практико-ориентированного образования и формировать у них чувство солидарности к проблемам других людей.
«Тогда, получив информацию в аудитории, студент может выйти за стены вуза и начать помогать людям, реализовывать социальные проекты, проходить стажировку, практику, оказывая помощь. То есть одновременно являться волонтером и получать практический опыт по специальности — в этом суть работы «обучения служением», — отмечает эксперт.

РОССИЙСКИЙ КОНТЕКСТ

Особенностью внедрения технологии в России, по мнению директора Центра развития третьей миссии ЯрГУ Елены Исаевой, является то, что далеко не все университеты имеют опыт работы с некоммерческим сектором. Поэтому на первом этапе многим вузам будет нелегко — им придется найти партнерское НКО, отделить зерна от плевел и разобраться, реально ли оно работает.

«Если «обучение служением» внедряется для всех специальностей, то палитра НКО, вовлекаемых в учебный процесс, должна быть максимально широкой. Поэтому нужно научить вузы и НКО доверять друг другу, чтобы представители некоммерческой организации видели в университете не кузницу кадров, а в первую очередь партнера», — акцентирует Елена Исаева.

После того, как университет открывает двери для некоммерческого сектора, в нем многое становится по-другому, считает эксперт, и эту выгоду важно осознать обоим партнерам и не подходить к ней формально, как к обязанности.

При этом, внедрять «обучение служением» на начальных курсах, по мнению Исаевой, нецелесообразно: у студентов еще отсутствуют профессиональные навыки. А основная задача этой технологии — это стык хотя бы частично полученных профессиональных навыков и реальной жизненной ситуации, которая передается студентам для проработки под кураторством неравнодушного наставника.

Важно, чтобы студент увидел, как благодаря его работе жизнь людей становится лучше.

С полным текстом статьи вы можете ознакомиться на сайте журнала «Позитивные изменения».

Российские вузы
0