Амниоты, едва появившись на свет в середине карбонового периода около 320 миллионов лет назад, сразу же стали делится на эволюционные ветви, в корне несогласные друг с другом по поводу дальнейших путей развития. Практически мгновенно они разделились на синапсид и завропсид (хотя, возможно, эти две ветви изначально происходили от разных ветвей анамний).
Последние (завропсиды) тоже не стали долго ждать и уже 300 миллионов лет назад разделились на парарептилий-анапсид и эврептилий-диапсид. Анапсиды в итоге не выдержали эволюционной гонки и сошли со сцены во второй половине триасового периода. Диапсиды же пережили все предназначенные им судьбой удары и сейчас вполне себе процветают. Они, естественно, тоже не избежали соблазна разделиться на пару-тройку эволюционных ветвей. Но это простительно. Ведь экологических ниш много и адаптации к ним могут быть самые разные.
В принципе, если не считать некоторых неявно идентифицированных диапсид, то почти 100% этой группы позвоночных относятся всего к двум ветвям: лепидозавроморфы и архозавроморфы. Между собой они разделились во второй половине пермского периода. И уже в рамках "разделения" они умудрились дать просто колоссальное разнообразие. Сравните, к примеру, современно живущих кобру и нильского крокодила, или новозеландскую гаттерию и обычную русско-деревенскую ласточку-касатку.
Чем же между собой схожи и чем отличаются эти две диапсидные ветви? Честно говоря, сходство чаще всего мало прослеживается. Кое-какие намёки во внешнем облике и практически лишённой желез коже, а также сходство в строении дыхательной, выделительной и репродуктивной систем. Различий же гораздо больше. Даже с той же кожей не всё так просто. Лепидозавроморфы предпочитали и предпочитают чешую в качестве внешнего покрова. Архозавроморфы гораздо более изобретательны. Тут и остеодермы, и различные панцири, и перья (хотя перо, в принципе, на тканевом уровне мало чем отличается от чешуи).
Лепидозавроморфы и их потомки - холоднокровные животные с трёхкамерным (амфибийным) сердцем. Архозавроморфы тоже начинали с этого (пример - современные черепахи), но затем развили теплокровность и преобразовали сердце в четырёхкамерное, полностью разделив венозную и артериальную кровь. Потом, правда, крокодилы сделали шаг назад, отказавшись под влиянием ряда факторов от достижений своих предков, но это тема уже совсем другой сказки.
С опорно-двигательным аппаратом архозавроморфы тоже оказались круче. Не они первыми поднялись на задние лапы (первыми бипедальность освоили парарептилии болозавры), но они первыми освоили бег и правильно "обустроили" тазобедренный и коленный суставы. Именно эти преобразования (теплокровность и бипедальность) и позволили архозавроморфам (вернее, уже просто архозаврам) стать вершиной эволюции амниот в мезозойскую эру.
Лепидозавроморфы же были вынуждены ограничиваться только мелкими наземными формами весь мезозой. Что-то крупное на суше они выдали только после перестройки живого мира планеты в результате мел-палеогенового вымирания. Да и то только в изолированных местностях. Видимо такая судьба у лепидозавроморфов и их потомков на суше - малый размерный класс. Хотя, конечно, плейстоценовая австралийская мегалания весьма и весьма внушает уважение.
Зато лепидозавроморфы оказались гораздо круче в плане размножения, да и в водной среде проявили себя весьма значительно. Лепидозавроморфы на основе амниотического яйца сумели создать что-то вроде примитивной плаценты. У них у первых из наземных позвоночных появилось живорождение, и оно, в принципе, никуда не исчезло (многие виды ящериц живородящие).
Обогнали лепидозавроморфы архозавроморфов и в плане проникновения в водное пространство. Архозавроморфы на заре своей истории боялись воды прямо как современные домашние кошки. Лишь позже к воде приспособились некоторые черепахи. Остальные же архозавроморфы в воду без важной причины предпочитали не лезть.
Лепидозавроморфы же воды не боялись. Завроптеригии тому доказательство. Хотя до сих пор идёт спор среди учёных по поводу систематической принадлежности этих самых завроптеригий. Многие прямо жаждут отнести их к архозавроморфам. Правда, такие предположения не подтверждаются последними исследованиями. Всё-таки завроптеригии - это близкие родственники ящериц, но не динозавров с птицами.
А к этим самым завроптеригиям относились известнейшие морские рептилии мезозозоя - плезиозавры и плиозавры. К этой же группе относится и Несси, которая часто видится подвыпившим отцам почтенных шотландских семейств.