У славян Додола почиталась богиней лета как времени года и лета человеческой жизни – молодости. С особенной любовью покровительствовала Додола молоденьким девицам, их забавам, песням, играм и причудам: гаданьям, верованьям – всем девичьим тайнам и секретам.
В старину был обычай – в засушливое лето водить по деревне молоденькую девушку, увенчанную травами и цветами. Её называли Додолой. У каждой избы участники шествия выстраивались в ряд, пели и танцевали. С ними танцевала и Додола. Хозяйка дома, взяв полное ведро воды, обливала её – этим обрядом испрашивали у небес дождя.
Так гласит книга «Русские легенды и предания» Е. А. Грушко и Ю. М. Медведева – книга, с которой началось моё увлечение... нет, моя любовь к славянской мифологии, и с которой далеко не всё в порядке.
На просторах Сети можно увидеть идолов (или чуров, или кумиров – или куммиров, как пишут особо упоротые) якобы богини Додолы, которую радостно сосватали в жёны Перуну-громовержцу.
Кстати, вот какие эффекты обещает продавец:
Конечно, и «обереги» завезли...
Вот художница-типа-славянистка изобразила Додолу этакой гарной жёнкой, чуть ли не под стать самому громовнику (да ещё со стилизованной скандинавской руной одал):
А вот кто-то смешал воедино Додолу и Долю (благо первые две буквы совпадают – «весомый» довод!):
А вот стопроцентные, железобетонные факты, подтверждающие существование богини Додолы в славянском пантеоне... Что, их нет?
Давайте разбираться...
Мечтатели и фантазёры выводят образ богини Додолы из обряда вызывания дождя в южнославянской традиции.
Вот что пишет доктор филологических наук Анна Аркадьевна Плотникова в книге «Славянская мифология: энциклопедический словарь»:
Додола, «пеперуда», «прпоруша» – в южнославянской традиции весенне-летний обряд вызывания дождя, а также центральный персонаж или участник этого обряда. Название додола характерно для сербских, западно-болгарских и ряда македонских областей, тогда как в Хорватии название обряда и его участников – prporuše, preperuše, barbaruša, pepeluše. На большей части болгарской территории, а также в македонских и восточно-сербских регионах распространено название пеперуда и т. п. Обряд фиксируется и в других балканских традициях (греческой, албанской, румынской), где известен под названиями, близкими южнославянским. Название додола восходит к традиционным зачинам и рефренам исполняемых во время обряда песен (серб. «Oj, додо, oj додоле», з.-болг. «Ой, додуле, дай Боже, дож!»); пеперуда – «бабочка» – к песенному мотиву полета бабочки, выпрашивающей у Бога дождь. Более архаический смысл названий додола/пеперуда/прпоруша связывает их с именами Перуна и его действиями или эпитетами (литов. dundulis буквально «раскаты грома», латыш. dūdina pērkuoninš – «погромыхивает громом»).
Обряд включает обход домов, пение песен, танцы, обливание или обрызгивание участников водой, получение подарков от хозяев. Центральный персонаж процессии, которого водят по селу, – обычно увитая зеленью девочка-сирота, реже мальчик. Перед каждым домом участники процессии поют, а додола танцует всё время, пока продолжается пение. Непрерывное движение (кручение, повороты) додолы во время пения и обливания водой – один из основных элементов обряда. После исполнения обрядовой песни и танца перед каждым домом хозяева дома окатывают додолу водой (ср. с.-х. поговорку «промокла, как додола»), что должно вызвать дождь (в случае продолжения засухи обряд повторяется). Затем хозяева одаривают исполнителей, причём в ряде областей запрещается давать картошку, яйца, бобы, чтобы не вызвать град. Собранные подарки и продукты участники процессии делят между собой; часто устраивается совместная трапеза. Обряд исполняется во время засухи, в основном в период от Юрьева дня до Вознесения или Петрова дня. В западных областях южнославянского ареала участники обряда – преимущественно неженатые парни; в восточных – девушки и девочки. В северо-восточной Болгарии обычай может сочетаться с ритуалом имитации жертвоприношения, например, у капанцев тот же состав девушек после исполнения обряда пеперуда приступает к изготовлению куклы Герман, которую затем «хоронят» с той же целью вызывания дождя. В сербских и западно-болгарских областях в обряде додола зафиксировано ношение, волочение креста, что сближает додолу с другим обрядом вызывания дождя: серб. крстоноше, болг. кръсти.
Зелень – как правило, необходимый атрибут участников обряда. Ветками, цветами и травами украшают основного участника или несут их во время обхода домов. В обряде используются ветки липы, бука, дуба, бузины, вербы, лоза дикого винограда, плющ, дикая герань, различные травы, бурьян, венки из цветов, лопухов и крапивы. Нередко центральный персонаж настолько закрыт зеленью, что выглядит как большой зелёный куст. По окончании обряда ветки, венки, букетики и пр. выбрасывают в реку и купаются сами.
Имитируя дождь (капли), обливание додолы нередко совершают через решето или сито; додола быстро вертится, чтобы разбрызгать вокруг себя побольше воды. В восточной Сербии совместную трапезу устраивали на отмели посреди реки. В восточной и центральной Сербии после обхода села додолой топят в реке крест с безымянной могилы.
В Сербии и Болгарии визит участников обхода в каждом доме завершается гаданием с ситом: хозяйка бросает пустое сито так, чтобы оно покатилось по двору; если оно переворачивается дном вверх, это сулит плодородный год, в противном случае ожидают неурожая. В Лесковацкой Мораве хозяйка толкает сито, выкрикивая: «Полное! Полное!»
Могу даже показать, как выглядел обряд додола.
Вот Вам фотография:
А вот рисунок:
Выведение богини из обряда выглядит сомнительно – примерно так, как если бы через тысячу лет заговорили о существовании у советских граждан бога месяца мая Демонстрация на основе того факта, на Первомай устраивались демонстрации.