Найти тему
Ксения Тихомирова

КАК ВЫВЕСТИ БИЗНЕС ИЗ КРИЗИСА И ВЫЙТИ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ

Циклы развития бизнес-проектов: 5 этапов, их особенности и антикризисные решения для каждого

Любая компания похожа на “живой” организм: она рождается, растет, достигает пика и затухает, другими словами – проходит через определенные циклы.

Иметь представление о том, какие существуют этапы становления организации, разбираться в их специфике и понимать, через какую фазу сейчас проходите вы, крайне важно для собственников и менеджеров бизнеса.

Осознавая разные рубежи развития проекта, вы сможете извлекать максимальную пользу из каждого и научитесь правильно выбирать подход к управлению, прогнозировать риски и принимать только верные решения, которые позволят эффективно конкурировать в отрасли.

Поэтому приглашаю вас поближе познакомиться с темой бизнес-эволюции. 

Классическая концепция жизненного цикла организации говорит о 5 основных последовательных этапах развития бизнеса: идея, старт, рост, зрелость, упадок. Все перечисленные ступени имеют свои преимущества, нюансы и сложности и могут характеризоваться как активной стадией, так и периодом спада.

Об особенностях всех ступеней и о том, как усилить жизненные циклы предприятия, рассказываю ниже:

Первый этап: идея

Это начальная стадия, на которой бизнес существует как замысел в голове предпринимателя. Что делать? Открыть студию йоги или архитектурное бюро? На какую целевую аудиторию ориентироваться? Сколько это потребует денег? Нужно ли брать кредит? На этом этапе проводят анализ рынка, определяют целевую аудиторию и оценивают потенциал стартапа.

Рекомендация

Неважно, запускаете вы бизнес в одиночку или с партнерами, вы должны быть открытыми, способными к эффективной коммуникации и гибкими в принятии решений. Это позволит вам видеть новые возможности, заводить нужные контакты и быть адаптивными к внешним изменениям. 

Часто некоторые бизнес-гипотезы в процессе исследований оказываются нежизнеспособными, инвестора отказывают в финансировании, а конкуренты идут на опережение. Качества, указанные выше, помогут справиться с подобными ситуациями.

Второй этап: запуск

Здесь происходит реализация идеи. Основные задачи: поиск практической и работоспособной бизнес-модели, которая поможет компании найти свой курс развития, разработка продуктов и услуг, нужных рынку, накопление капитала, найм работников. 

На стадии зарождения все новички обладают предельно простой структурой. Большую часть решений принимает и зачастую сам претворяет в действительность владелец бизнеса и компания испытывает острую потребность в кадрах.

Рекомендации

На данном этапе важно грамотно распределить ресурсы, определить основные направления работы и вектор развития и наладить взаимодействие с партнерами, сотрудниками и клиентами.

Необходимыми управленческими элементами будут являться:

  • Планирование. Необходимо разработать план развития, благодаря этому вы будете понимать, куда движетесь и сможет избежать лишней паники и суеты в рабочих вопросах.

  • Распределение ролей и обязанностей между членами команды. С самого начала начинайте выстраивать организационную структуру, в которой прописаны все функции и зоны ответственности по отдельным позициям.

Третий этап: рост

На этой стадии проект начинает набирать обороты, привлекая все больше клиентов и партнеров. Компания достигает уровня прибыли, который позволяет обойтись без внешнего финансирования.

Меняется и система управления компанией: владелец бизнеса отдаляется от решения тактических задач и начинает заниматься стратегическим планированием, а часть его полномочий делегируется менеджерам среднего звена. Все процессы в компании начинают принимать формализованный вид.

Рекомендации

На этапе роста можно столкнуться с большим препятствием – кризисом автономии. Он вызван нежеланием руководителя делегировать свои обязанности, а это гарантированно приводит к торможению развития и замедлению процессов – компания перестает работать на пике своей эффективности. Поэтому вопросу делегирования здесь стоит уделить очень большое внимание, а вместе с ним и новым системам мотивации труда, бонусам и формам участия сотрудников в прибыли компании. 

А также не стоит забывать и про стандартизацию всех рабочих процессов. Только при условии порядка в системе возможен дальнейший рост.

Четвертый этап: зрелость

Это этап, когда организация достигает своего максимального потенциала и занимает устойчивое положение на рынке. На этапе зрелости ключевой целью бизнеса становится максимизация прибыли.

Все административные возможности предприятия концентрируются на подъеме внутренней продуктивности организации и на формировании контроля над базовыми процессами.

Стадия зрелости может длиться очень долго, потому что пока бизнес демонстрирует хорошие показатели продаж и доходов, нет необходимости менять статус-кво.

Рекомендации

Проживать текущую стадию следует с опорой на развитие корпоративной культуры и командообразования. Если на этапе роста мотивация команды обеспечивалась предпринимателем, который был генератором креативного драйва, горел своей идеей и заставлял остальных поверить в нее, то цикл зрелости требует профессионального руководства.

Работайте с персоналом: обучайте и поощряйте, поддерживайте высокий уровень удовлетворенности, стремитесь собрать воедино человеческие мощности своей организационной структуры – так вы надежно зафиксируетесь на этапе зрелости.

Пятый этап: спад

Со временем любой проект может столкнуться с падением продаж и снижением интереса со стороны клиентов. Это может быть вызвано различными факторами, такими как изменение рыночных условий, появление новых конкурентов или устаревание продукта или услуги.

Рекомендации

При наступлении периода спада, важно определить причины этого явления и принять меры для исправления ситуации. Возможно, стоит провести анализ рынка и выяснить, какие изменения произошли за последнее время, которые могли повлиять на снижение продаж.

Также важно знать о том, что существенным затухания компании является отсутствие инноваций.  Именно это снижает рентабельность компании. Все решения становятся очень консервативными. Компания отказывается от любых изменений, переходит в режим жесткой экономии и сокращения затрат и может начать выходить из отрасли.  Поэтому требуется начать рассматривать варианты радикальных изменений и инициировать планы по трансформации текущих стратегий.

К разработке инноваций можно подключать команду – поощряйте любые идеи, давайте свободу, пересмотрите структуру управления в пользу более гибких вариантов и попробуйте ввести должность консультантов, которые будут помогают руководителям подразделениями профессиональными советами.

Если вы все сделаете верно, вас ждет дальнейшее возрождение.

Заключение

Современному бизнесу крайне важно быть готовым к изменениям и уметь своевременно подстраиваться под них. Знание жизненных циклов предприятия и умение применять различные инструменты для их усиления позволят вам успешно справиться с этой задачей!

А если вы столкнулись с трудностями в проживании определенного этапа бизнес-эволюции прямо сейчас, вы всегда можете обратиться к услугам медиации – сторонний специалист поможет вам взглянуть на свое дело под иным углом и прийти к эффективным решениям по выходу из кризиса.

Надеюсь, предложенные советы окажутся для вас полезными! Пусть каждый этап развития компании несет в себе для вас большие возможности! Удачи!