Аутизм – это расстройство, которое влияет на социальное взаимодействие, коммуникацию и поведение. Он проявляется в различной степени тяжести и с разнообразными симптомами. В этой статье мы рассмотрим основные признаки аутизма, а также расскажем, как можем помочь купировать часть проявлений и улучшить состояние малыша.
Отсутствие зрительного контакта
Дети с аутизмом избегают взгляд в глаза. Даже с родителями. И это значительно затрудняет установление эмоционального контакта. Они испытывают трудности в поддержании разговора, понимании языка тела и жестов.
На самом деле нет обоснованных причин, почему дети с РАС не смотрят в глаза. Но при этом у ученых есть несколько предположений.
Большинство детей с аутизмом испытывают гиперчувствительность к зрительной и звуковой информации. Для них взгляд в глаза может быть чрезмерно интенсивным и напряженным, поскольку глаза содержат множество нюансов. Это может вызвать перегрузку сенсорной системы ребенка, делая такое общение неприятным опытом.
Детям с РАС сложно прочувствовать невербальную коммуникацию, включая мимику и выражения лица собеседника, и это в свою очередь создает беспокойство и тревожность. Поэтому, избегая взгляда в глаза, они пытаются снизить нагрузку и концентрируются на самом диалоге.
Взгляд в глаза является интимным и интенсивным видом коммуникации. Для детей с расстройством непросто установить межличностные отношения и понимания невербальных нюансов делают его более сложным.
Важно отметить, что аутизм — это спектральное расстройство. Все дети разные и могут иметь различные причины для отсутствия зрительного контакта. Некоторые могут смотреть в глаза время от времени, другие же полностью это избегают.
Стереотипное поведение
Еще одной характерной чертой для детей с РАС является повторяющееся поведение. Они могут беспрерывно махать руками, ходить по кругу, качаться из стороны в сторону, повторять одно и то же слово или фразу – эхолалии. У них ограниченный круг интересов. Причем это проявляется во всем: в играх, еде, деятельности, предметах.
Для такого ребенка очень важен привычный распорядок дня, порядок вещей. Дети с РАС очень придирчивы в плане питания. Им тяжело дается что-то новое. Отсюда возникают проблемы с ЖКТ.
И тут обязательно нужна консультация нутрициолога, который сможет подобрать правильный рацион, чтобы ребенок не страдал от отсутствия необходимых микроэлементов.
Стимминг дети с аутизмом считают полезным и не бессмысленным для них занятием, поэтому очень сложно остановить ребенка. В время стереотипии у них снижается концентрация, они замыкаются в себе. Игнорировать такое поведение не стоит. Но и перебарщивать нельзя. Ребенок может с безобидных повторений перейти на более серьезные.
Ученые выделяют 6 основных типов стиммингов:
- Зрительный – частое моргание, пустой взгляд в одну точку и тд.
- Звуковой – щелканье пальцами, хлопанье, мычание, постукивание ногами и тд.
- Тактильный – сжимание кулаков, расчесывания кожи, навязчивые потирания и тд.
- Вестибулярный – качания, прыжки на месте, хождение по кругу, ходьба вперед-назад или по кругу и тд.
- Вкусовой – облизывание рук, поверхностей, игрушек и тд.
- Обонятельный – обнюхивание предметов или человека.
Важно переключить ребенка на другое занятие.
Причем не существует единого метода вывести ребенка из стимминга. У каждого он будет свой: кто-то включает музыку, кто-то дает мягкую игрушку, кому-то помогает четкий распорядок дня без «безделья».
Отсутствие реакции на свое имя и указательного жеста
Дети с аутизмом не страдают тугоухостью, но при этом они могут «не слышать» свое имя. Опять не существует обоснованных причин, почему так происходит. Некоторые ученые утверждают, что это из-за особого восприятия действительности.
Другие говорят, что это из-за того, что они сосредоточены на своих интересах. Третьи склоняются к тому, что у многих детей с РАС наблюдается задержка развития речи, о которой мы поговорим чуть позже.
Указательный жест играет важную роль в коммуникации. Ранее мы уже публиковали статью на эту тему. Более подробно можно почитать тут:
Когда ребенок показывает на предмет, который ему интересен, это свидетельствует о его готовности к общению. Указательный жест – это моторное движение. В норме он появляется у детей в первый год жизни. Дети с РАС страдают задержками психического развития разного генеза. И у них идут сбои в формировании этого движения.
При этом ребенка можно стимулировать и научить указательному жесту:
- сами показывайте чаще на разные предметы, чтобы ребенок копировал;
- если у него не получается поднять руку, помогайте ему.
Эхолалии
Это зацикленное повторение отдельных слов и даже целых фраз, сказанных другими людьми. Дети с РАС проговаривают их автоматически без понимания сути.
Долгое время ученые считали, что эхолалии у ребенка с РАС, потому что он не способен их понять. В 1980-х была выдвинута гипотеза, что это порыв поддержать коммуникацию. Ведь задумайтесь только, все мы, когда что-то хотим запомнить повторяем это несколько раз, когда нас что-то спросили, а мы не знаем, что ответить, тоже повторяем вопрос.
Ребенок с РАС использует эхолалию в качестве связи диалога. Ему так легче, что-то выразить.
Нарушение коммуникативной функции
У большинства детей с расстройством наблюдаются задержки в развитии и речи. Они позже начинают говорить, позже приходит понимание сказанных слов. Однако, ЗРР не является признаком аутизма. Скорее, это один из симптомов. А вот отсутствие коммуникативной функции и эмоций как раз говорит о наличие РАС.
Такие дети могут научиться хорошо говорить монолог, при этом им трудно поддерживать диалог. У них эмоционального отклика, улыбки в ответ, а иногда и адекватной реакции.
Очень часто дети с РАС испытывают сложности с пониманием чужой речи, не повторяют за взрослыми, предпочитают одиночество.
Такой ребенок может часами смотреть в одну точку или делать одно действие. У них слабо развито воображение. Однако, у многих детей с РАС сохранен интеллект. Они могут быть умными и талантливыми.
Аутизм не определяет интеллектуальные способности человека. Он представляет собой психическое развитие, которое влияет на социальное взаимодействие, коммуникацию и поведение.
За счет их сильного интереса к чему-то одному, из детей с аутизмом вырастают выдающиеся ученые, математики, музыканты. В Реацентре Казанский мы можем помочь улучшить учебные навыки и купировать «огрехи» в поведение и развитии.
РАС – не заболевание, вылечить его невозможно. Это расстройство, которое можно скорректировать за счет комплексной работы. И только так можно помочь ребенку адаптироваться к окружающему миру.
Наш метод Микротоковой рефлексотерапии ежегодно помогает сотням детей с аутизмом купировать часть симптомов, снизить возбудимость и агрессию. Логопеды учат малышей понимать речь, правильно произносить слова и вести диалоги. В сенсорной комнате они получают новые ощущения.
На занятиях с нейропсихологом детям с РАС помогают развить когнитивные функции. Психолог работает над поведением и снижением агрессии.
У нас есть хорошая база для реабилитации детей с аутизмом. И смело можем сказать, что мы действительно можем помочь. Записывайтесь на консультацию к неврологу. Она составить индивидуальный план лечения именно для вашего малыша.
Вместе мы сможем помочь вашему ребенку улучшить качество жизни и дать шанс на счастливое будущее. И доказываем мы это отзывами родителей наших маленьких пациентов.