Николай Иванович Путилов (1820 - 1880) был русским морским офицером, математиком, инженером, предпринимателем и учредителем Общества путиловских заводов в Санкт-Петербурге. Он родился в Коломенке, Боровичском уезде, Новгородской губернии, возможно 2 мая или 9 мая по старому стилю, и умер 18 (30) апреля 1880 года в Петербурге.
Путилов был действительным статским советником и получил признание своих современников как знаменитый металлург. Его имя стояло в одном ряду с владельцами крупнейших мировых металлургических предприятий. Он был известен как "замечательнейший деятель русской промышленности".
Путилов основал Общество путиловских заводов, которое стало одним из крупнейших промышленных предприятий в Санкт-Петербурге. Он сделал значительный вклад в развитие металлургии и машиностроения в России. Его предприятия выпускали различное оборудование, включая паровые машины, паровозы, корабли и другую технику.
Из мелкопоместных дворян. Рано потерял мать! Говорили, что отец Николая Путилова — Иван Никифорович, инвалид Отечественной войны 1812 года. Но это была неправда, тот служил в полиции.
В 1830 году Николай поступил в Александровский кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Затем перевели в Морской кадетский корпус, которым командовал вице-адмирал Иван Крузенштерн.
В 1840 году окончил Морской кадетский корпус.
Занялся наукой, написал статью, посвященную ошибке выдающегося математика Огюстена Коши в интегральных исчислениях.
В качестве помощника академика математика М. В. Остроградского занимался баллистикой.
В 1843 году перевёлся в Кременчуг с переименованием из лейтенантов в титулярные советники. То есть стал гражданским чином.
Во время Крымской войны, Путилова рекомендовали великому князю Константину Николаевичу. В чине коллежского асессора перевели в Морское министерство.
В это время англо-французский паровой флот блокировал северную столицу империи. А у Российской империи только парусный флот.
Необходимо срочно построить паровые корабли. Но для них нет механизмов, которые ранее покупали в Британии. Путилов организовал в Санкт-Петербурге производство паровых машин, котлов для канонерских лодок, корветов и клиперов. 32 винтовые канонерские лодки для плавания в Финском заливе, вошли в строй уже в мае 1855 года. Это позволило создать паритет англо-французскому флоту на Балтике. Затем построили еще 14 корветов и клиперов. Также построили для Кронштадта 3 плавучих дока и ремонтную мастерскую в Кронштадтском пароходном заводе.
Для всего этого Путилов организовал переобучение мастеров-прядильщиков, которые потеряли работу из-за блокады на рабочих-судостроителей. После войны Путилова наградили орденом св. Станислава 2-й степени.
Затем произвели в надворные советники. В 1857 году получил чин коллежского советника. По заказу Морского министерства перестроил 4 завода в Финляндии, где производили качественную котельную сталь взамен английской.
16 мая 1863 года совместно с Павлом Матвеевичем Обуховым организовал металлургический завод, названный Обуховским.
В 1868 году купил убыточный завод в Санкт-Петербурге, который стал основой Общества путиловских заводов. На этом заводе организовал выплавку стали, покончив с зависимостью от Англии. Сейчас это Кировский завод.
В 1869 году Путилов загорелся идеей постройкой большого порта в Санкт-Петербурге с каналом из столицы в Кронштадт. Это позволило бы морским судам разгружаться непосредственно в столице. Этому мешала мелководность между Кронштадтом и Санкт-Петербурга. Большие суда разгружались в Кронштадте, а потом товары перевозили на баржах, что увеличивало транспортные расходы.
На строительство требовалось 16 миллионов рублей. Государство выделило 2 миллиона рублей, а все остальное доставал сам Путилов. Тому пришлось влезть в кредиты, отдать которые не смог. Сердце Путилова не выдержало груза проблем и он скончался. Путилов был похоронен рядом с Путиловским заводом на восточном берегу Гладкого острова.
Но порт завершили компаньоны Путилова. 15 мая 1885 года 32-километровый канал открыли, также заработал Морской торговый порт.