Найти тему
Марина Морозова

Русский язык: правильный, неправильный, случайный и обезболивающий.

Попались мне тут два видео. На одну и ту же тему – русского языка. Только одно показывает - как звучит идеально правильный, чистый язык, а другое, наоборот, высмеивает неправильную русскую речь.

Но странное дело – от обоих я получила такое колоссальное удовольствие, что решила поделиться им с вами, мои читатели, хвалители и ругатели.

Вот от этого видео и правда такое благолепие ощутила, хотя и слово-то это – «благолепие», наверное, ни разу в жизни не использовала, разве что где-нибудь дурачась…

Русский язык правильный

Но тут же вспомнила, как много лет назад, еще в 90-е, моя коллега, педагог, пришла утром на работу в таком раздраженном состоянии, что мы все удивились – что её могло так разозлить. Коллега с удивительной для обычной матери злостью и самокритикой возопила: «Мой ребенок тупица! Я на свет произвела дибила!!!» Естественно, что мы всей кафедрой потребовали у неё объяснений: что случилось с очень даже смышленым мальчишкой, восьми лет от роду? Оказалось, что вчерашним вечером они учили наизусть стихотворение. Весь вечер потратили, а стихотворение оказалось ребенку не по зубам и не по памяти. Только для того, чтобы отвлечь коллегу от чадоубивственных мыслей, я спросила: «А что за стихотворение-то?» и услышала в ответ очень даже программное «Унылая пора, очей очарование…». Мы тут же начали проверять собственную детскую память и декламировать стихотворение хором из четырех педагогинь, хоть и с высшим образованием, но в силу ненужности не учившими во взрослом возрасте этот поэтический шедевр. И тут до меня дошло:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

А теперь, дорогой читатель, посчитай – сколько из этих слов современный ребенок не просто использует в своей речи, а хотя бы их слышал? Ему же запомнить «багрец» - это ж как слово из китайского зазубрить нужно. Что я тогда коллеге и озвучила. Та успокоилась, обрадовалась, что ребенка она произвела на свет очень даже не виноватого, и даже не тупого… ))))

Буквально неделю назад история повторилась, только уже с племянником. На этот раз было:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Первые три строчки парень выучил легко, а вот на второй тройке застрял – хоть ты что делай, не запоминаются и всё! Родители нервничают, ребёнок устал и капризничает, в общем, у всех жизнь отравлена. Ага, тут и нега, и взоры, а дальше вообще Аврора, которая должна куда-то то ли явиться, то ли провалиться, черт бы её подрал! ))))

Но!!! Наше всё, а именно Александр Сергеевич, не оставил меня с двумя стихотворениями в памяти. Он тут же подкинул мне (или заставил мою память подбросить хозяйке) еще одни свои строки:

О, сколько нам открытий чудных…

Дальше я даже не стала вспоминать, потому что меня осенило. Все же помнят это четверостишие? В основном про опыт, который сын, и гений, который друг, да? А там еще есть про случай! И вот именно этот случай с видео, да с невыученными стихами и надоумил меня на то, о чём я, дожив до своих далеконешешнадцать раньше не могла додуматься.

Каждый раз, вспоминая школьную программу по литературе, я недоумевала – зачем нас заставляли читать нудятину Бианки и Паустовского, ведь в младшем школьном возрасте все эти описания природы только нудятиной и воспринимаются? Зачем нас заставляли читать «Войну и мир» и «Преступление и наказание» в том возрасте, когда всё, что в этих книгах заложено, человек способен понять в полной мере только взрослым?

Да для того, чтобы зрение фиксировало ЭТАЛОННЫЙ русский язык, память это запоминала, а мозг потом мог воспроизвести, пользоваться и передать другим. Я не знаю, как сейчас в школах, но мы в начальной школе очень много читали именно вслух. И дома заставляли читать только вслух, якобы, чтобы скорость чтения развивать. А это нужно было, чтобы язык ТРЕНИРОВАЛСЯ произносить ВСЕ слова родного языка, а не только те, который используем в разговорной речи. Чтобы «открой сомкнуты негой взоры» отлетало от зубов так же легко, как и «на недельку, до второго, я уеду в Комарово»

Ну, а теперь второе видео.

Русский язык неправильный, но такой милый))

Вот, вроде оно и насмешливое, а благолепие меня всё равно посетило .)))

Из-за ностальгии. Это слова из детства. Мой отец только так и говорил – «поброюсь». А еще, бывало, называл меня «брындалой». Брындать – это ходить без какой-либо цели. Гулять, но в отрицательном, в осуждающем смысле. Зря терять время, когда нужно бы делом заняться. У тётки это же действие означало слово «шлёндрать». Соответственно, моя двоюродная сестра была шлёндрой. А вообще, почти все слова, которые звучат в этом ролике, именно в таком виде и использовались в моей деревне. Я сама до сих пор очень люблю слова «ейный» и «ихние». Правда, когда использую в своей речи, всегда выделяю голосом, как бы показываю, что да, я знаю, что так говорить нельзя, что это я специально дурачусь.

Фулюганы

Обутки

Шарохаться

Изгвоздаться

Тубаретка

Ммммм…ляпотаааа…)))) Народ, а по каким словам неправильного русского языка вы скучаете? Точно знаю, что я еще много слов вспомнить не могу, долгие годы стремления к правильной русской речи, нанесли свой урон…)))

А еще я очень люблю «самопридуманные» слова. Вообще-то у филологов они называются словами оказиональными, то есть появившимися случайно, благодаря какой-то оказии. Самым известным «оказионологом» является Владимир Владимирович, который Маяковский. Ему в придумывании новых слов равных нет, одна «паспортина» чего стоит. Но и другие писатели-поэты вносили свою лепту. Оказиональное слово – это хитровыкрученное обычное слово, но не просто так, чтобы поиздеваться над эталоном, а с определенным эмоциональным смыслом. Например, я очень люблю слово «сплюха». Это синоним слова «засоня», но… «Засоня» может произноситься и с критической интонацией, и с ругательной, а «сплюха» - неееет, это всегда только ласковое, любящее того, к кому относится. Не так давно я узнала, что «сплюха» - это украинское слово и, видимо, именно так оно появилось в лексиконе моих предков – выходцев из Черниговской губернии. Но я всю жизнь его использовала не как заимствованное, а именно как самопридуманное в нашей местности. Сплюша, сплюха, сплюшный сплюх…ну, красота же, правда? ))) Пожалуйста, напишите в комментариях – есть ли в вашей речи такие слова, которых нет ни в одном словаре русского языка? Только не те, о которых речь пойдет ниже.

Эти слова я называю обезболивающими. Потому что когда звезданёшься (о, еще одно оказиональное слово) мизинцем о ножку дивана, когда расцветишь окружающее пространство искрами из глаз, да как загнешь трехэтажным, да поцветастее, так и боль сразу стихает… Или дверью палец прищемишь, или занозу под ноготь вгонишь, или брызги со сковородки поймаешь… В общем, способов получения боли множество, а средство обезболивания одно, но зато какое эффективное!!!)))) Только, пожалуйста, не нужно их здесь писать. Эти слова исключительно устные, а не письменные…

Засим остаюсь в совершеннейшем к вам почтении, уважении и обожании… подмигивающая вам, автор))))

-2