На давно прошедших торгах аукционного дома Бонэмс был продан конный портрет, который аукционные эксперты определили как изображение русского офицера. Описание лота звучало следующим образом: «Континентальная школа. Конец XIX-начало XX вв. Русский офицером верхом, солдаты с лошадьми и пушками на заднем плане».
Прежде чем привести сам портрет, вынужден отметить, что с сайта Бонэмс скопировать изображение в нормальном качестве невозможно. Картинку получается скачать либо целиком, но в низком разрешении, либо в чуть более приличном качестве, но фрагментами. Поэтому приходится иметь дело с изображениями вот в таком удручающем разрешении, как представлено ниже
Итак, что же мы видим на картине? То, что мы видим, заставляет крайне удивиться выводу экспертов о «русском офицере». Сложно сказать, в чем им удалось увидеть признаки «русскости», ведь «офицер» одет в четко опознаваемый итальянский мундир. Должен признаться, что итальянские униформы конца XIX в. – это совсем не та сфера, где я хорошо ориентируюсь, поэтому четко идентифицировать мундир, отнести его к той или иной военной части, службе и т.п. навскидку я не смог. Однако сама государственная принадлежность мундира сомнений не вызывала. Немного покопавшись, удалось идентифицировать мундир как генеральский – см. левую верхнюю фигуру на приводимой ниже картинке
«Итальянскость» персонажа подтверждают и носимые им награды. Через правое плечо «офицера» надета лента Военного ордена Савойи – высшей военной награды Королевства Италия. Правда, почему-то на левой стороне груди отсутствует звезда этого ордена
На шее наш всадник носит знак высшей награды Итальянского королевства – ордена Святого Благовещения (Аннунциаты). На левой стороне груди видна звезда этого ордена.
Наш «русский офицер» в действительности относился к высшим кругам Итальянского королевства конца XIX-начала XX вв. В лицо я его не узнал, поэтому обратился к имеющемся в Википедии перечню обладателей высшей степени Военного ордена Савойи. Это ничего не дало, никого подходящего там не обнаружилось, перечень явно не полон. Обратившись к списку награжденных орденом Святого Благовещения (Аннунциаты), а также прислушавшись к своим интуитивным подозрениям о том, что персонаж относится к итальянской правящей династии, я, как мне кажется, установил личность «офицера».
Представляется, что это король Италии Виктор Эммануил III (правил с 1900 по 1946 гг.) У него были обе упомянутых награды – с 1900 г., то есть с момента вступления на престол, он носил их по праву главы обоих орденов. Впрочем, орден Аннуунциаты он получил от отца, короля Умберто I еще в 1887 г. И конечно, Виктор Эммануил активно позировал для портретов в генеральском мундире своей армии
Еще одним подтверждением того, что на аукционной картине изображен именно Виктор Эммануил III, может служить тот факт, что голова персонажа портрета кажется непропорционально большой по отношению к туловищу. Это легко объяснимо, если наша атрибуция верна. Как известно, Виктор Эммануил отличался крайне низеньким росточком. Вот его фотография с королем Бельгии Альбертом I
Впрочем, у меня есть и альтернативная версия атрибуции личности персонажа аукционного портрета – если вдруг кому-то кажется, что усы у него несколько другой системы, чем у Виктора Эммануила. Теоретически на портрете может быть изображен и вот этот человек
Император Германии Вильгельм II имел оба изображенных на портрете итальянских ордена. Орден Аннунциаты он получил в 1873 г, а высшую степень Военного ордена Саойи – в 1889 г. Мне не удалось найти данных о наличии у Вильгельма чина в итальянской армии, его шефстве над какой-то итальянской военной частью или его изображений в итальянском мундире. Однако, как известно, среди монархов, многие из которых отличались любовью к этому делу, Вильгельм выделялся особенной страстью к собиранию и ношению мундиров различных стран, родов войск и отдельных военных частей. Существуют портреты германского императора в российских, английских, австрийских, болгарских, турецких мундирах. Почему бы ему не иметь в своем гардеробе и мундир генерала итальянской армии, тем более, что Италия как член Тройственного союза, была союзницей Германии до тех пор, пока не «передумала» и не вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты?
Но более вероятной все-таки представляется первая версия - о том, что на портрете «русского офицера» изображен король Италии Виктор Эммануил III.
Неразгаданной остается для меня (возможно, из-за низкого качества снимка) загадка композиции портрета. Из какого странного сооружения выезжает персонаж, пока на заднем плане проходят артиллерийские упряжки? Из шатра рядом колонной? С театральных подмостков?
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.