Посвящаю эту статью комментаторам, которые пишут, например:
"Мой шестилетний очень любит кубики и конструкторы, а вот писать и рисовать ну ни как…"
Расскажу, как мой папа учил меня рисовать. Скорее, не учил, а вовлекал в занятия рисованием. )))
Этот опыт может помочь многим.
Как Козёл стал настоящим педагогом во время занятий с отцом рисованием
А при чём здесь Козёл?
По-видимому, песенка-потешка про Козла была любимой сказкой моего папы, поэтому он повторял её "по просьбам трудящихся" многократное количество раз.
Сам Козёл и не имел представления, что он так привлекателен для пятилетнего ребёнка.
Итак, мой отец, тогда ещё молодой, тридцатилетний, человек, брал простой карандаш и тетрадку, усаживал меня рядом с собой поудобнее, и начинал рисовать Козла, рассказывая-напевая при этом (у К.Чуковского есть эта сказка):
Как у нас-то козёл
Что за умный был:
Сам и по воду ходил,
Сам и кашу варил,
Деда с бабой кормил.
За это время красивый козёл, стоящий на задних ногах, был нарисован.
Папа обязательно добавлял ещё свои слова:
"Как у нашего козла вот такая борода!
Как у нашего козла вот такие вот рога!",
и ещё раз чётко обводил рога и бороду Козла.
Уже можно догадаться, что на 25-й раз (шучу! гораздо раньше) я уже сама выхватывала карандаш у него из рук и обводила бороду и рога козла.
А папа продолжал:
Как пошёл наш козёл
Да по ельничку,
Как пошёл наш козёл
Да по березничку,
А навстречу ему
Бежит заинька.
А навстречу ему
Бежит серенький.
Пропевая эти слова, папа рисовал рядом с козлом зайчика.
Несколько штрихов, и зайчик - готов!
Дальше папа повторял слова:
"Как у нашего зайчишки ушки длинные!
Как у нашего зайчишки хвостик маленький!"
Сами понимаете: рисовать уши и хвост доставалось мне. И я делала это с удовольствием!
Затем, между Козлом и Зайчиком возникал диалог, во время которого, папа изменял голоса (низким голосом говорил за козла, высоким - за зайчика) и мимику лица.
Театр одного актёра - не иначе!))).
Испугался наш козёл,
Приужàхнулся:
— Ах ты, зверь, ты, зверина!
Ты скажи твоё имя.
Ты не смерть ли моя?
Ты не съешь ли меня?
— Я не смерть твоя,
Я не съем тебя:
Ведь я заинька,
Ведь я серенький.
Я всё по лесу хожу
Да капустку ищу.
Отец никогда не имел никакого отношения к педагогике, но методисты по развитию речи для дошкольников оценили бы сегодня этот его приём: изменение силы, высоты и тембра голоса, формирование интонационной выразительности речи.
Обычная тетрадка может стать "сценой" для разыгрывания сказки. Игра-драматизация
Далее отец подворачивал половину листа тетрадки, где был нарисован заяц, так, чтобы я вновь видела изображение только одного козла.
Теперь рядом с козлом, уже на втором тетрадном листе он начинал рисовать
- лису...
- а на третьем (спрятав лису), он рисовал медведя,
- затем - волка.
Ясно, что Волк "страшным" (низким) голосом отвечал Козлу:
— Да, я смерть твоя,
Да, я съем тебя:
Ведь серый волк,
Я - зубами-щёлк!
Я всё по лесу хожу
Да всё козликов ищу!
После этих слов волка отец быстро перекидывал тетрадные листы, закрывая изображение козла и оставляя на виду лишь изображение волка.
Ну а наш-то козелок,
Быстро скок-поскок!
Да в ближайший лесок!
Да от волка наутёк!
И дорогою кривой
Возвратился домой!
В конце извилистой дороги отец рисовал дом.
Дорога домой - важное завершение сказки!
____________
Отец не был педагогом, но он, фактически, проводил для меня игру-драматизацию, которая сегодня считается прекрасным средством для расширения кругозора, развития речи, развития памяти, выработки нравственных критериев, а, в целом, для развития личности ребёнка.
Ну, а, поскольку, он ещё и любил сказки зарисовывать (кроме "Сказки про Козла" было много других сказок), то его методика была приобщением к рисованию.
Кстати, отец рисовал сказки простым карандашом. Поэтому, после прослушанной сказки, ещё некоторое время я могла с увлечением заниматься тем, что раскрашивала персонажей, и дорисовывала в лесу грибы-ягоды.)))
Рисование на свободную тему
Отец зарисовывал не только авторские или народные сказки. Он на ходу эти сказки придумывал и рисовал их уже вместе со мной.
Как понимаете, этим он ещё и развивал у меня фантазию и воображение.
Например, он говорил:
“Вот жил- был Человечек (рисовал быстро: голова- туловище, руки-ноги, кружками и палочками)… Пошел он в лес (в парк, в кино, в зоопарк…)
Там много ёлок (домов, автомобилей), среди которых бродят разные звери (люди, дети)…”
И в таком духе сочинял дальше, прося меня дорисовать: то шишки на ёлке, то окна у домов и машин, то солнце или луну на небе, то сумки в руках взрослых, игрушки в руках детей и т.д.
Сложно всё упомнить и перечислить...
Вот так понемногу я втягивалась в рисование и в сочинительство интересных историй.
Рассказ о значении сказки "Козёл" для развития личности ребёнка в этой статье.
А в этой статье о том, как отец научил меня патриотизму (без всяких уроков патриотического воспитания):
А вот здесь меня папа немного поучил ремнём...):
________________
А как Вы учите своих детей рисовать? Любите ли рассказывать им сказки?
#дошкольноеобразование #рисование #отец #изодеятельность #семьяидети #методика ИЗО #досугсдетьми #развитие ребёнка #дошкольники #обучениерисованию #сказка #козёл #драматизация