В предыдущей статье я рассказала, как мой отец учил меня рисовать, используя сказку-потешку "Козёл".
Эта сказка, скорее всего, народная, хотя она имеется и в авторской обработке Корнея Чуковского (правда, лишь несколько первых куплетов).
Но главное в потешке "Козёл" - её смысл, который имеет большое значение для становления личности ребёнка. Поскольку, сказки - это "уроки жизни" для детей, оформленные в занимательной форме.
Сравним сказку "Козёл" с более известной детской песенкой "Жил-был у бабушки серенький козлик", а также, со сказкой "Колобок", ещё более известной.
Сравнение сказки-потешки "Козёл" со сказкой "Колобок"
Как можно легко заметить, Козёл из потешки оказался в лесу, как и Колобок, и встретил там тех же зверей.
Подобно Колобку, Козёл оказался в лесу впервые, иначе бы он не спрашивал у каждого зверя: "Ты скажи своё имя". Козёл до встречи с зайцем не имел представления даже об этом всем известном зверьке.
То есть, в потешке перед нами предстаёт пока что МОЛОДОЙ козёл, а не ВЗРОСЛЫЙ, умудрённый опытом, и знающий всех зверей в лесу.
Однако, это уже и не ребёнок, подобный Колобку. Про Колобка известно, что он только родился и сразу в лес укатился, а Козёл уже пожилнемного, подрос, поумнел: он "умный был, деда с бабой кормил".
Кормить не только себя, но и других - это уже масса довольно сложных умений и навыков, для освоения которых нужно время. И подросший козёл овладел ими на славу, если о нём даже песенку сложили, пусть и детскую.
Кстати, Козёл уже знаком со словесными нравоучениями, данными бабой или дедом о том, что в лесу много опасностей, что в лесу его может поджидать даже смерть.
Он каждого зверя, встреченного на пути, спрашивает:
Ты не смерть ли моя?
Ты не съешь ли меня?
Однако, подросший Козёл не хочет учиться на чужом опыте, он хочет получить свой. Для этого он один пошел в лес.
Как это нас напоминает! Как мы все не любим учиться на чужих ошибках! Любим делать свои...
Таким образом, в одной сказке в лесу оказались ребёнок-Колобок, ничего не умеющий и ничего не знающий о жизни, а в другой - уже немного подросший Козёл, многое умеющий и кое-что знающий в жизни.
! Надо сказать, что сказки-путешествия героев в неизведанный, полный опасностей лес, - это всегда наглядное представление "пути взросления" ребёнка через прохождение им череды испытаний, всё более усложняющихся по мере продвижения "по лесу".
Какая же судьба ждала Колобка и Козла в лесу?
Колобок хоть и бахвалился, что он настолько ловкий, что смог уйти от бабушки с дедом и от некоторых зверей (то есть, часть несложных испытаний Колобок, всё же прошел), но, в результате, он всё равно был съеден.
Недостаток жизненного опыта сказался, и ребёнок-Колобок не смог преодолеть все испытания.
Что же касается Козла, то наличие ума, силы и ловкости позволило ему успешно преодолеть даже самое опасное испытание - встречу с Волком.
...
Быстро скок-поскок!
Да в ближайший лесок!
Да от волка наутёк!
Козёл ловко и быстро ускакал от волка и добрался до дома "по кривой дорожке", то есть ему пришлось немного "попетлять", выискивая правильный путь по жизни. Но, всё же, до желанного дома Козёл добрался.
Потешка "Козёл" наглядно показывает, что накопленный жизненный опыт может спасти даже в самых трудных жизненных обстоятельствах.
Кстати, у С.Маршака есть "Сказка про Козла" (пьеса), в которой рогатый помощник-"кормилец" бабы и деда, смог справиться даже с семью волками.
А сказка "Колобок" даёт одно-единственное наставление: пока ты мал - от взрослых ни ногой! Пока не наберёшься опыта!
Сравнение сказки-потешки "Козёл" с детской песенкой "Жил-был у бабушки серенький козлик".
Детская песенка про бабушкиного серенького козлика - предупреждение маленькому ребёнку не ходить в полный опасностей лес одному, без взрослых. Иначе, это может плохо закончиться.
Подобный урок даёт и сказка "Колобок".
"Серенький козлик " ничего, кроме бабушкиной любви не знал.
Жил-был у бабушки серенький козлик,
Вот как! Вот как! Серенький козлик!
...
Бабушка козлика очень любила,
Вот как! Вот как! Очень любила!
И, разумеется, Козлик ничего не умел, кроме как радовать свою бабушку, в отличие от Козла, который уже умел бабу с дедом накормить.
Отсюда и результат: "рожки да ножки", которые остались от Козлика после желания пойти в лес, после встречи с волками.
Сказка же "Козёл" вселяет некоторую уверенность в ребёнка: нужно подрасти, стать сильнее и умнее, научится чему-то полезному, - тогда и трудности можно будет легко преодолеть.
Про Козлика больше и сказать нечего. Весь его путь испытаний не успел начаться, как уже и закончился:
Вздумалось козлику в лес погуляти,
Вот как, вот как, в лес погуляти!
Напали на козлика серые волки,
...
Остались от козлика рожки да ножки,
Эта песенка из многих детей выжимала слёзы, но на определённом этапе она, всё же, нужна им для понимания жестокости жизни. Особенно сегодня.
Но ребёнка нужно обязательно знакомить не только с "сереньким козликом", но и с Козлом, чтобы показать, что в жизни не всё так безнадёжно. С возрастом можно научиться преодолевать жизненные трудности.
_________________
А каким было восприятие сказок "Колобок", "Серенький козлик" и "Козёл" у Вашего ребёнка? Поделитесь в комментариях.
#дошкольноеобразование #дети #семьяидети #досугсдетьми #развитие ребёнка #дошкольники #ребёнок #сказка #козёл #серенькийкозлик #потешки #смыслсказки