Найти тему
История транспорта

Троллейбусы ЯТБ-1 в Ленинграде: история и неизвестные факты

Ровно 87 лет назад, 21 октября 1936 года, было открыто троллейбусное движение в городе Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В Советском Союзе это была четвёртая по счёту троллейбусная система после Москвы, Киева и Ростова на Дону. Первый маршрут пролегал от Красной площади (ныне площадь Александра Невского) по проспекту 25-го октября (Невский проспект), улице Гоголя (Малая Морская улица), бульвару Профсоюзов (Конногвардейский бульвар) до площади Труда.

Движение открывали троллейбусы модели ЯТБ-1, выпускавшиеся тогда на Ярославском автомобильном заводе.

ЯТБ-1 №37 на набережной реки Фонтанки, 1937 г. Источник: набор открыток «Первые троллейбусы в Ленинграде», издательство «Лики России», 2006 год. ЦГАКФФД.
ЯТБ-1 №37 на набережной реки Фонтанки, 1937 г. Источник: набор открыток «Первые троллейбусы в Ленинграде», издательство «Лики России», 2006 год. ЦГАКФФД.
ЯТБ-1 №44 на площади Стачек. Источник: набор открыток «Первые троллейбусы в Ленинграде», издательство «Лики России», 2006 год. ЦГАКФФД. Фото Р. Мазелева.
ЯТБ-1 №44 на площади Стачек. Источник: набор открыток «Первые троллейбусы в Ленинграде», издательство «Лики России», 2006 год. ЦГАКФФД. Фото Р. Мазелева.

В Ленинграде троллейбусы ЯТБ-1 носили нумерацию №№01-75 и поступали в город в 1936-1938 гг. С началом Великой Отечественной войны троллейбусное движение в городе было остановлены, а сами троллейбусные вагоны в большинстве просто оставлены на улицах города.

ЯТБ-1 №61 и другие на проспекте 25-го Октября (Невский проспект), 1942 г. Источник фото: transphoto.org.
ЯТБ-1 №61 и другие на проспекте 25-го Октября (Невский проспект), 1942 г. Источник фото: transphoto.org.

В дальнейшем судьба ленинградских ЯТБ-1 сложилась следующим образом:

В октябре 1941 года списан разбитый бомбой троллейбус № 35. В апреле 1943 года в город Киров передано ЯТБ-1 №№04, 05, 10, 12, 12, 14. В марте 1944 года списаны машины, не подлежащие восстановлению №№01, 07, 09, 15, 17, 19, 22, 24, 28, 29, 30, 31, 32. Один троллейбус №20 переделан в грузовой. Оставшиеся 54 машины прошли восстановительный ремонт в 1944 – 1945 и продолжили работать в пассажирском движении. Большинство пассажирских машин ЯТБ-1 списаны в период с 1952 по 1954 гг., уступив свое место более современным МТБ-82. Грузовой же троллейбус прослужил 35 лет и был списан в 1971 году.

Автотроллейвоз ГТ-1, переделанный из ЯТБ-1 №20, 1963 год. Фото из книги "Ленинградский—Петербургский троллейбус: История и современность", изд. "Лики России", 2006 г.
Автотроллейвоз ГТ-1, переделанный из ЯТБ-1 №20, 1963 год. Фото из книги "Ленинградский—Петербургский троллейбус: История и современность", изд. "Лики России", 2006 г.

Из малоизвестных любопытностей, связанных с ленинградскими ЯТБ-1. В журнале «За рулём», в номере 6 за 1979 год в разделе «Из коллекции журнала «За рулём»» был опубликован рисунок троллейбуса ЯТБ-1 художника Александра Николаевича Захарова. Старшее поколение хорошо его помнит. Вот он:

ЯТБ-1, рисунок А. Захарова из журнала «За рулём» №6 за 1979 г.
ЯТБ-1, рисунок А. Захарова из журнала «За рулём» №6 за 1979 г.

Долгое время этот рисунок был единственным цветным изображением троллейбуса ЯТБ-1, и многие историки транспорта принимали жёлто-зелёно-синюю окраску на рисунке за заводскую окраску ЯТБ-1. Но на самом деле это не так. Трёхцветная окраска ЯТБ-1 ни что иное, как фирменная городская окраска ленинградских ЯТБ-1, которая существовала только в Ленинграде и более нигде. Заводские же ЯТБ-1 были полностью синие с серой крышей, полностью зелёные с серой крышей, сине-зелёные и голубые с белыми окнами. Про окраски троллейбусов марки ЯТБ будет разговор впереди, а пока предлагаю вам небольшую фотоколлекцию ленинградских ЯТБ-1 в ленинградской же окраске. Кстати, и номер (60) на рисунке Александра Николаевича тоже ленинградский.

Трёхцветный ЯТБ-1 №01 на Красной площади. Источник фото: goskatalog.ru
Трёхцветный ЯТБ-1 №01 на Красной площади. Источник фото: goskatalog.ru
Трёхцветный ЯТБ-1 №34 на бульваре Профсоюзов. Источник фото: goskatalog.ru
Трёхцветный ЯТБ-1 №34 на бульваре Профсоюзов. Источник фото: goskatalog.ru
Трёхцветный ЯТБ-1 №34 на конечной остановке «Площадь Труда». Источник фото: goskatalog.ru
Трёхцветный ЯТБ-1 №34 на конечной остановке «Площадь Труда». Источник фото: goskatalog.ru
А вот троллейбус №44 в «ленинградке», Навстречу ему идёт ЯТБ в синей  «ливрее». 1938 г. Источник фото: transphoto.org.
А вот троллейбус №44 в «ленинградке», Навстречу ему идёт ЯТБ в синей «ливрее». 1938 г. Источник фото: transphoto.org.
Трёхцветный ЯТБ-1 №54 у балтийского вокзала. Скан из газеты «Ленинградская правда», 1938 г.
Трёхцветный ЯТБ-1 №54 у балтийского вокзала. Скан из газеты «Ленинградская правда», 1938 г.

Благодаря питерским энтузиастам, в СПб ГУП «Горэлектротранс» в 2003-2004 гг. был восстановлен троллейбус ЯТБ-1 №44, найденный на дачном участке. На сегодняшний день данный троллейбус является единственным в мире ходовым экземпляром ЯТБ-1.

Троллейбус ЯТБ-1 в ленинградской «ливрее» у Экспозиционно-выставочного комплекса городского электрического транспорта Санкт-Петербурга. 15 июля 2023 г. Авто фото: Zakharov_alan, источник transphoto.org.
Троллейбус ЯТБ-1 в ленинградской «ливрее» у Экспозиционно-выставочного комплекса городского электрического транспорта Санкт-Петербурга. 15 июля 2023 г. Авто фото: Zakharov_alan, источник transphoto.org.

Спасибо за внимание.

Канал в Телеграм Всё, что движется от восьми авторов Дзена, пишущих на транспортную тематику.