Времена, когда школьная жизнь протекала под пристальным прищуром Ильича, прошли. Советскую систему образования сменила современная, которая формируется до сих пор. Годы пандемии внесли правки не только в возможный формат проведения занятий, но и дали мощный толчок для развития альтернативных вариантов. Сегодня все больше родителей погружаются в мир загадочных терминов: семейное обучение или школа-парк, демократическая школа или анскулинг.
Какой выбор есть у родителей сегодня и как не совершить ошибку?
Разнообразный образовательный ландшафт заставил взрослых под другим углом взглянуть на выбор школы. Близость к дому или государственный формат отошли на второй план. Образование ради образования больше не работает. Родители все чаще стали задаваться вопросом: “чего мы хотим от системы обучения в конечном итоге?”. По сути школа сегодня является лишь конечным воплощением места для получения знаний. А вот какие именно знания нужны ребенку выбирают родители.
Глобально можно упростить навигацию в современной системе образования до двух критериев:
1) По форме обучения:
- традиционная: сюда входят 99% учебных заведений, независимо от их юридической формы, которые идентичны по своей сути, по организации процесса и по оценке знаний;
- альтернативы традиционному обучению.
Школа может быть частной, но традиционной по сути, или свободных взглядов, но при этом доступной для большинства. Более подробно конкретные примеры разберем далее.
2) По целям и задачам, которые решает учебное заведение:
- дает измеряемые академические результаты;
- глубокое внимание уделяют процессу, а не достижениям;
- взращивают личностные компетенции.
И эти образовательные цели должны совпадать с целями родителей, то есть семья должна стать единомышленником выбранной формы обучения. Разнообразие учебных форматов позволяет найти тот самый, который устроит всех участников процесса.
Например, дочь нашего редактора Ольги успешно начала путь с классической муниципальной школы. Но как бывает в жизни, родителям предложили реализовать классный проект в другом регионе. Сменить московскую школу на сельскую или попробовать дистанционный формат? Ребенок взбунтовал, но текучка кадров смирила с идеей попробовать альтернативное обучение. Воодушевленные родители не стали откреплять дочь от школы, а перевели на семейное обучение. Сначала пытались курировать процесс собственными силами, но быстро смекнули, что объём требований классической системы им не осилить. Правильные решения без верного оформления приносили низкие оценки и ненависть к учебе. План провалился. Ольга оперативно свернула историю и перевела Аню в ближайшую частную школу с нетрадиционным форматом. Спустя время проект закончился, возвращение в Москву совпало с открытием филиала международной школы Le Salley, к которому Ольга давно присматривалась. Русскоязычный филиал предложил нестандартный подход по системе blended learning, то есть микс из онлайн обучения и 4 очных сессий в год с выездом за рубеж на 2-3 недели. Дочке такой формат подошел, дефицит живого общения она восполняла не в школе, а на творческих кружках и секциях. Родители же получили организованного самостоятельного подростка, которая с огромным желанием осваивает предметы, практикует английский с носителями и без страха путешествует по миру в рамках учебного процесса.
Какие еще варианты школ, кроме международных, доступны российским родителям и школьникам?
Демшкола или демократическая школа - инклюзивная среда, где нет классов и программы в стандартном понимании. Система основана на свободе выбора, где дети могут самостоятельно решить чему учиться, а чему нет. В демшколе учебная деятельность важна не меньше, чем игра, работа, общение и творчество, а каждый ученик наравне с учителем может устанавливать правила. Также ярко отличает принцип построения классов, где дети разного возраста одномоментно присутствуют на выбранных занятиях. Успехи учеников оценивают не в рамках стандартов, а исходя из личного прогресса конкретного воспитанника.
Парк-школа также стала ярким примером другого подхода к учебному процессу: в открытом образовательном пространстве, которое состоит из студий по разным предметным областям, могут заниматься дети любого возраста. Причем временные регламенты “урока” отсутствуют, каждый ученик сам определяет на сколько он хочет погрузиться сегодня в предмет. Ритуалы в виде классических классов, уроков, оценок здесь не предусмотрены по умолчанию. Цель такой системы - позволить детям найти собственные сильные стороны и интересы и развить их.
Вальдорфская школа, а точнее методика, которая дала почву для свободных школ, также нацелена раскрыть потенциал ребенка, его чувств, воли и мышления. Обязательная аттестация по рядовым предметам, пожалуй, единственное, что есть общего у системы с традиционной. Здесь нет места планшетам, компьютерам и современным технологиям, дети познают все через наблюдение и эксперимент. Упор с 1 класса идет на гуманитарные предметы и языки, которые 7-8 лет преподает преимущественно один педагог. Помимо базовых дисциплин есть специальные предметы, например, эвритмия, которая сочетает танец и пантомиму под чтение стихов или музыкальный аккомпанемент.
Школа Монтессори предлагает мягкий формат обучения, где каждый ребенок осваивает знания в собственном темпе, без гонки и соревнований за оценки и результаты. Начальная школа объединяет детей от 6 до 12 лет, где педагог уделяет внимание каждому, а средняя школа работает с подростками до 15 лет. Академические и практические занятия с обязательными перерывами на отдых сменяют друг друга.
Анскулинг все чаще выбирают родители, которые живут активной жизнью без привязки к постоянному месту жительства. По сути это философия, а не устоявшаяся система, где родители выбирают удобный формат: от самостоятельных занятий с детьми по свободной программе до дистанционного обучения с педагогами по избранным дисциплинам, интересным ребенку в момент развития.
В сравнении с описанными выше альтернативами, заочный формат в обычной школе или семейное обучение, базируются на привычной форме образовательного процесса, просто с большей свободой для детей. Классические школы тоже могут удивлять акцентом на изучении отдельных предметов или интеграцией международных форматов. Очевидно, что навигация в такой разнообразной среде требует глубокого включения родителей, что не всегда удается совмещать с темпом жизни и высокой многозадачностью. Поэтому в последние годы в России зародилась новая профессия специалистов - образовательных консультантов, которые помогают выстраивать учебные траектории с учетом пожеланий родителей и собственных знаний о внутрянке обучения в различных заведениях.
Образовательные консультанты - новшество только для нашей страны, на Западе такие специалисты давно стали нормой. Многолетний опыт подтверждает, что путь с проводником проходить легче и быстрее. Кроме знаний изнанки различных систем, специалист может оценить и возможности ребенка, чтобы качественно собрать пазл из задач родителей и способностей детей.
А у вас есть опыт с альтернативным обучением? Делитесь в комментариях. Как в целом относительным к современным форматам, готовы пробовать или принимаете только классическую школу?