Найти в Дзене
ИСТОРИКИ РУЛЯТ

ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА: ВОССОЕДИНЕНИЕ С РОССИЕЙ НЕ УКРАИНЫ, А ЗАПОРОЖСКОГО ВОЙСКА

Оглавление

«Воссоединение Украины с Россией» применительно к событиям 1654 года звучит так привычно, что, кажется по-другому и не скажешь. Но исторически это неверно. Во-первых, никакой Украины тогда не было. Во-вторых, конфликт, приведший к отделению от Польши её восточной окраины носил не национальный, а религиозный характер.

Поляк – это католик. Так было веками. Поляки очень старались сделать католиками и жителей покорённой ими Западной Руси.

Под давлением польских властей в 1596 году часть епископов Киевской митрополии подчинилась власти Папы Римского. Соответствующий акт был подписан в Бресте. В результате этого объединения (УНИИ) возникла существующая доныне УНИАТСКАЯ или Греко-католическая церковь. Униаты подчиняются Папе Римскому, а богослужение у них на церковнославянском языке (но не на украинском – его в XVI веке просто не было).

Брестскую унию в Западной Руси встретили с гневом.

В Бресте, состоялся собор православного духовенства, не поддержавшего унию. Он предал униатов анафеме. Так что Брестская уния не только не упрочила власть Польши над западнорусскими землями, а наоборот, привела к тому, что Речь Посполитая потеряла значительную их часть.

Тарас Бульба. Рисунок Евгения Кибрика. Это и другие изображения взяты из открытых источников
Тарас Бульба. Рисунок Евгения Кибрика. Это и другие изображения взяты из открытых источников

«Тараса Бульбу», наверное, все читали?

Там как раз об этом и идет речь. Вспомним, как характеризует Тараса Бульбу Гоголь: «Тарас был одним из числа коренных, старых полковников: весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих. Обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия».

Запорожские казаки исправно защищали Речь Посполитую от турок и крымских татар. А гетман Сагайдачный даже хаживал в 1618 году с польским королевичем Владиславом на Москву. Кое-кто из числа православных магнатов и казачьей верхушки, как описывает Гоголь, попал под обаяние польской культуры. Их число росло. И стало бы ещё больше.

Но тут нахрапистые польские паны стали навязывать унию.

А в ответ получили казачьи восстания под очень неполиткорректно звучащим лозунгом «чтобы не было на Русской земле ни ж…, ни ляха, ни унии». Самым грозным из них стало восстание под руководством Богдана Хмельницкого.

Богдан Хмельницкий
Богдан Хмельницкий

Причем сначала казаки не хотели отделяться от Речи Посполитой. В прошении Войска запорожского королю Речи Посполитой в 1649 году (когда уже полыхало пламя народной войны) говорилось всего лишь о том, чтобы «воевода Киевский был народа русского и закона греческого…».

Итак, ещё раз: в 1649 году восставшие казаки хотели, чтобы киевским воеводой был РУССКИЙ (об «украинцах» тогда никто не знал).

Но польское правительство казаков не услышало. И восстание продолжилось. В 1651 году чаша весов качнулась в польскую сторону. Запорожцы были разгромлены под Берестечком.

Тогда гетман Богдан Хмельницкий с войском решил отказаться от польского подданства и «перейти под руку» Московского царя Алексея Михайловича.

Просьба запорожцев рассматривалась Земским собором. 1 октября 1653 года этот высший представительный орган Русского государства решил поддержать единоверцев и «гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять».

Переяславская рада - совет в городе Переяславе
Переяславская рада - совет в городе Переяславе

В январе 1654 года Переяславской Радой это решение было подтверждено. Затем послы Хмельницкого и российского государя объехали десятки городов, включая Киев, жители которых принесли присягу русскому царю.

После этого в письме в Москву Богдан Хмельницкий поблагодарил царя Алексея Михайловича за то, что он «всё Войско запорожское и весь мир православный российский под крепкую и высокую руку свою царскую принять изволил».

По Андрусовскому перемирию (1667), закрепленному Вечным миром 1686 г., к России перешли земли Запорожского казачьего войска, а также Чернигов, Полтава и Киев
По Андрусовскому перемирию (1667), закрепленному Вечным миром 1686 г., к России перешли земли Запорожского казачьего войска, а также Чернигов, Полтава и Киев

Как видим слов «Украина», «украинский», «украинцы» в документах о воссоединении вообще нет.

Речь идет о «Войске запорожском». Упоминается также «мир православный российский». Вот кого взяла под своё крыло Россия, заплатив за это дорогую цену (война с Польшей полыхала 13 лет).