В предыдущей статье мы подробно рассмотрели события 9 марта 1814 года, когда союзники начали широкомасштабную операцию по освобождению города Арси. Наполеон стремительно отступает и уводит свою армию на правый берег реки Об, в районе Арси. Чтобы прикрыть отступление армии, три бригады французов под командованием маршала Удино упорно обороняют город. На одном из направлений австрийский генерал Игнац Гиулай предпринял дерзкую попытку окружения одного из обороняющихся французских отрядов. Операция удалась, отряд французов оказался в кольце.
А мы с вами продолжаем внимательно следить за развитием событий.
*
*
Итак, на дворе у нас 9 марта 1814 года. Французский отряд, оказавшись в окружении, запаниковал. Офицеры не смогли справиться с дисциплиной, солдаты бросились к мосту, в надежде перебраться на противоположный берег реки. Достигнув реки, французы в ужасе обнаружили, что мост разрушен: покрытие полностью отсутствует, а опоры моста подрублены. Солдаты обречены.
Кто-то из бойцов вдруг вспомнил, что здесь недалече должен быть ещё один мост, и если они поторопятся и госпожа Фортуна не отвернётся от них совсем, то у них есть шанс спастись. И толпа отправилась вдоль берега в поисках другого моста через реку. Часть солдат начали искать брод через реку. Самые отчаянные бросились в ледяную воду, в надежде достичь противоположного берега вплавь.
Вот мы видим, французский отряд спасается, спешно двигаясь вдоль берега реки в поисках моста. Паника в головах людей утихла, пришли мысли более здравые, но пришла и безысходность, вперемешку с какой-то жуткой обречённостью. Каждый из бойцов знает, что сражение за город проиграно и теперь противник отлавливает их словно крыс, чтобы уничтожить. Вопрос лишь в том, когда их обнаружат: через час, через два, а может и в эту минуту. Каждый уже для себя решил, что будет делать дальше, если враг окажется прямо перед ними: отстреливаться ли до последнего, бежать ли, или сдаваться. Теперь каждый сам за себя. Каждый выживает как может.
Двигаются молча, никто не хочет ничего говорить. Атмосфера давящая. На улице пасмурно, день близится к вечеру, сыро. Свинцово-серое небо висит низко. Уже вечереет. Пахнет грязью и слякотью. Тяжело. Дорога, по которой идёт отряд — далеко не бульвар. Земля раскисла, сапоги месят грязь. А у иных солдат уже давно дырки в сапогах. Грязь проникает внутрь сапог и вязким неприятным холодом окутывает ступни. Это всё равно, что идти босиком по щиколотку в зудящей промозглой грязи. И нет от этого спасения — терпи.
По дороге они не встретили ни одного человека: ни противника, ни местных. А значит, есть шанс дойти до переправы необнаруженным. Каждый из них думает только о спасении, оборонять этот чёртов город уже нет никакого желания. Ни у кого. Оборона рухнула полностью, во всяком случае на их участке. Стрельба слышна постоянно, но кажется, что она где-то далеко, в других кварталах города.
Бойцы, идущие в голове отряда, обогнули очередной дом и, о чудо! Впереди, метрах в ста, они увидели мост через реку. Мост стоит целый, не разрушенный. Мало того, по мосту идут люди. Много людей, и все они двигаются с левого берега на правый, а значит это наши, думают французы.
Есть! Есть ещё надежда на спасение. Настроение переменилось, боевой дух поднялся. Теперь каждый из них желает ещё побороться за жизнь-то.
Неприятеля нигде не видно.
Французы достигли моста. Никто не остановил их. Вообще, здесь нет руководства. Офицеры вместе с солдатами уныло идут по мосту на тот, противоположный берег. Некому руководить. Полный хаос. Каждый сам за себя.
Отряд французов вступил на мост и двинулся на противоположный берег.
— Я теперь только до дому. Хватит, навоевался, — говорит один из солдат товарищам. И вам, братцы, советую по домам. Гори всё огнём. Бонапарт этот пусть провалится.
— А как же Родина? Франция гибнет! — буркнул ему в ответ товарищ.
— Франция будет жить. Бонапарт проиграет, придёт другой. Всего лишь власть сменится. Для нас, — простых людей, ничего не изменится. А ну, братцы, пошли за мной по домам!
Товарищи его поддержали. У каждого затеплилась надежда на новую мирную жизнь. Но вдруг, совершенно неожиданно, добрые мысли моментально развеялись. Позади, с дальней стороны улицы, донеслись крики. По улице несётся эскадрон всадников. Отсюда и не видно, кто такие: французы ли, неприятель ли. Далеко они ещё, но первая мысль, конечно: «враг». И скачут явно сюда — к мосту.
Солдаты закричали впереди идущим, мол, давай быстрее двигайся, подгоняя столпившихся на мосту. Одни напирают на других, толкаются. Кто-то не удержавшись падает на бревенчатый настил моста, перегораживая собой весь поток. Людская масса течёт, наступая по нему, словно по мостовой. Он уже не может подняться, а его и не замечают даже, затаптывают.
Перила моста ломаются от напора людей и многие падают в воду. Всадники всё ближе. Однако наблюдательный глаз уже приметил, что оружие-то всадники не обнажают, значит не враг это. А вскоре и форма кавалеристов становится различима.
— Наши это! — произносит кто-то из французских солдат.
— Успокойтесь, наши это! — кричит другой, стараясь успокоить толпу.
— Слава тебе, Господи! — кто-то крестится, — не то порубали бы всех.
Толпа успокоилась, давка немного начала стихать. Свои же. Никакой опасности нет.
Однако совсем скоро выяснится, что «свои» хуже врага. Французские кавалеристы, также спасаясь от неприятеля, желают как можно скорее переправится на другой берег реки. Они въезжают на мост во весь опор, расталкивая всех пеших солдат вокруг.
— А ну, с дороги! Поберегись! — кричат кавалеристы.
Кто из пехоты не сумел избежать столкновения, падают в воду. А таких много. Шутка ли, узкий бревенчатый мост и эскадрон кавалерии на нём. Как тут устоишь? Иных пехотинцев бьют плетьми, мол, не мешайся, «скотина».
Почти все из пехоты, кто в этот момент ещё находился на мосту, оказались в воде. А вода-то ледяная, между прочим. Начало марта на дворе. Большинство, оказавшись в воде, погибнут от переохлаждения или утонут.
Французский отряд, что с таким трудом вышел из окружения, избежал лютой гибели в бою, почти в полном составе сгинет здесь, на этой ужасной переправе. События на мосту через Об 9 марта 1814 года можно сравнить с переправой через Березину 16 — 17 ноября 1812 года. Этакая «Березина на минималках».
Но, как и во всём, есть в этой истории и обратная сторона — союзники выиграли сражение и освободили город Арси.
Победы союзников и России становятся уже хорошей традицией этой кампании. Но Наполеон пока не думает сдаваться. У него наверняка есть план. Что же он придумал и что предпримет? Будет ли он отступать до самого Парижа или всё- таки решится на решающее сражение и остановит союзников? Это мы узнаем с вами, дорогие мои товарищи, в следующих статьях, а на сегодня заканчиваем...
>А вот и следующая статья<, дорогие товарищи.