Найти в Дзене
SL Soft

#SLSoftМнение: эксперт комментирует новость

Оглавление

TAdviser:
ИТ-рынок России в 2022 году вырос на 200 млрд рублей

Доля ИТ-рынка в ВВП России приближается к 2%, а показатель в мировом ВВП составляет 2,9%. На 500 ведущих компаний отрасли приходится 80% всего ИТ-рынка страны. При этом он продолжает отличаться плотностью и высокой конкурентностью.

#SLSoftМнение
Дмитрий Ведев, руководитель направления стратегического маркетинга

Отсутствие качественной аналитики — одна из застарелых «болезней» российского ИТ-рынка. С одной стороны, долгое время он считался периферийным по отношению к мировому, и ведущие глобальные исследовательские компании со зрелыми методиками и многолетним опытом работы не спешили расширять свое присутствие в нашей стране. С другой — до самого недавнего времени наш ИТ-рынок был представлен исключительно непубличными компаниями, в основном малыми и средними, которые абсолютно не стремились раскрывать параметры своей выручки.

В этой связи, инициативные исследования рынка, проводимые его игроками — компаниями, издательскими домами, консалтинговыми агентствами, — представляют собой, пусть не очень аккуратный с точки зрения результирующих цифровых показателей, но качественно полезный материал, позволяющий складывать «рыночную мозаику» для выявления основных трендов.

Исследование «Панорама российского IT-рынка» является как раз одним из таких обзоров. Можно много критиковать принятую таксономию (IaaS в мире относят к услугам, а не к ПО), подходы к сегментированию (удаление из Hardware компьютеров рабочих мест), а также количественным оценкам, которые при расчете «сверху» и «снизу» разнятся на 20+ процентов, но авторам удалось зафиксировать некоторые тренды, которые хотелось бы обсудить.

  • Доля ИТ-сектора в ВВП

По данным исследования, на ИТ-рынок в России приходится 1,8% ВВП при среднемировом уровне около 2,9% валового продукта. Это важный показатель, и объясняется он не только общим уровнем развития страны, но и глубиной проникновения ИТ в разные секторы экономики. Большинство развитых стран можно отнести к странам с «экономикой услуг» — доля услуг в ВВП у них составляет 65-80%. Россия только приближается к этой группе стран: доля услуг в нашей экономике составляет около 55%. Как показывает мировой опыт, именно сектор услуг является главным потребителем ИТ в экономике. Речь идет прежде всего о финансовом секторе, услугах связи, торговле, пассажирских перевозках, здравоохранении и образовании. Расходы на ИТ в этих отраслях в процентах от выручки кратно превышают аналогичный показатель для промышленности и добывающих индустрий. Именно сектор услуг является главным «выгодоприобретателем» от развития ИТ — цифровая трансформация позволяет быстро «дотянуться» до многих миллионов потребителей, вывести на рынок эффективные цифровые продукты, обеспечить массовый сервис высокого качества. Поэтому наша страна имеет достаточно большой запас развития как в валовом росте ВВП, так и в его структуре, чтобы обеспечить высокие темпы развития ИТ-индустрии на годы вперед.

  • Опережающий рост сегмента ПО

Этот тренд в целом характерен для мирового ИТ-рынка (среднемировой показатель роста ПО в 2023 г., по данным Gartner, ожидается на уровне 12,3%). Именно программное обеспечение сегодня является основным элементом, можно сказать, «носителем» цифровой трансформации во всех индустриях. При этом идет активная смена поколений корпоративного ПО на новые, более технологически развитые платформы. Поэтому не случайно мы в SL Soft видим рост спроса на наши ключевые софтверные продукты: платформу роботизации ROBIN, ИИ-аналитику неструктурированных данных «Преферентум» и ML/BI-решение Polymatica. Предприятия активно переходят на полностью цифровые «безбумажные» процессы с помощью нашей системы «Цитрос» — рост внимания к инновационному ПО мы как участники рынка ощущаем, что называется, «на кончиках пальцев».

  • Уровень конкуренции на рынке

Одним из интересных результатов исследования стала оценка уровня конкурентности на российском ИТ-рынке. С одной стороны (и это хорошо), среди всех сегментов рынка нет ни одного, в котором была бы монополия. Это означает, что рыночные ниши еще не закрыты для новых игроков. С другой стороны, совокупная доля крупнейших 10 компаний в каждом сегменте достаточно высока. Мы видим, что рынок стоит на пороге консолидации. Этого требуют заказчики, которые хотят иметь в качестве поставщиков крупные надежные компании, с выстроенными бизнес-процессами, предлагающие понятную стратегию развития своего портфеля и «закрывающие» своими решениями большой участок ИТ-потребностей предприятия. Помимо этого и сами ИТ-разработчики понимают необходимость укрупнения в интересах своего технологического развития и рыночного роста. Как результат мы буквально в последние пару лет видим активное укрупнение компаний в области ИТ-инфраструктуры, облачных сервисов и прочего. SL Soft также является примером вендора прикладного ПО, консолидирующего в своем портфеле зрелые программные продукты для цифровой трансформации.

В целом, политика достижения технологической независимости в ИТ и идущая на наших глазах активная цифровая трансформация экономики открывают перед российским ИТ-сектором хорошие перспективы долгосрочного роста. Уверен, что в ближайшие годы мы увидим еще много интересных российских ИТ-продуктов и новых крупных игроков, способных добиваться успеха и на внешних рынках.