Если вы знакомы со вселенной компьютерной игры Fallout, то наверняка помните Chryslus Corvega — харизматичную машину, работающую на энергии ядерного синтеза. Однако автомобили придумали задолго до создателей игры. По крайней мере, в мечтах. Ещё в конце 1950-х Ford приоткрыл форточку в автомобильное завтра, представив Nucleon — сегодняшнего героя рубрики «Старые, но не бесполезные».
У атомной энергии в середине XX века уже была сомнительная репутация
В 1950-х ещё не случилось трагедий Чернобыля и Фукусимы. Больше 20 лет оставалось и до аварии на Три-Майл-Айленд — крупнейшего ЧП в истории американской ядерной энергетики. Тем не менее уже тогда американцы настороженно относились ко всему атомному. Не забылись жестокие бомбардировки Японии, а гонка ядерных вооружений, которую США устроили с Советским Союзом, вгоняла обывателей в ужас. Мир ходил по ленточке апокалипсиса.
Отчасти поэтому в 1953-м президент Эйзенхауэр провозгласил так называемую инициативу мирного атома, которая должна была на практике доказать, что ядерная энергия может не только уничтожать, но и создавать. В программу вошло прежде всего строительство АЭС. Первые американцы начали получать электричество, выработанное атомными станциями, уже в конце 1950-х.
Менее известна не особо удачная попытка разработать авиалайнер Convair NB-36H с атомным реактором на борту. Тогда же свою лепту в программу Эйзенхауэра решил добавить и Детройт — Ford представил проект собственного атомного автомобиля.
Нуклеон стал попыткой отвлечь общественность от стильных концептов GM
Нельзя сказать, что руководство «Форда» действительно верило в перспективы атомной энергии в автопроме. Просто в компании нашли повод напомнить о себе широкой публике.
Дело в том, что в 1950-х у компании не было достойного ответа передвижным выставкам Motorama, которые регулярно устраивал концерн General Motors. Караван экспериментальных машин и концепт-каров колесил по штатам, демонстрируя простым американцам новейшие дизайнерские изыски.
К тому же именно GM дальше других участников Большой детройтской тройки зашёл в разработке газотурбинных автомобилей. Да, Ford тоже экспериментировал с ГТД, но успехи в этой области выглядели скромнее.
А тут — готовый шанс ворваться в новостную повестку! Авиационные двигатели на автомобиле? Забудьте! Вчерашний день! Будущее за настоящими атомными автомобилями. Такими, как Ford Nucleon.
Атомного реактора на машине, конечно, не было
Боимся разочаровать кого-то, но в реальности атомным в Ford Nucleon было только название. По сути, перед нами компоновочный макет, который демонстрировал один из вариантов автомобиля, если бы необходимые технологии существовали.
Правильнее даже называть Нуклеон масштабной моделью. Макет автомобиля по эскизам дизайнера Джима Пауэрса выполнили примерно в треть от заявленных габаритов.
Таким образом, перед нами полёт чистой, незамутнённой фантазии дизайнеров студии перспективных разработок Ford. Но что же, помимо эффектного экстерьера, придумали в компании?
Запас хода Nucleon превышал 8000 километров
Главную идею подсказали атомные подводные лодки, в которых реактор вырабатывал достаточно энергии, чтобы субмарина неделями не всплывала на поверхность.
Небольшой ядерный реактор на уране «расположили» в задней части Нуклеона. Одной заправки радиоактивным топливом по замыслу инженеров должно было хватать как минимум на восемь тысяч километров. Вполне достаточно, чтобы несколько раз пересечь все штаты Америки вдоль и поперёк.
После этого отработанное урановое топливо нужно было отвезти на специальную сервисную станцию и получить новую порцию. Всё это чем-то похоже на концепцию сменных аккумуляторных блоков, которые ещё недавно казались будущим электромобилей.
Подразумевалось, что капсула с заключенным в неё атомным реактором будет легкосъёмной. Водитель сможет выбрать как более спортивный, то есть более мощный вариант силовой установки, так и экономичную опцию, рассчитанную на больший пробег.
Никаких конкретных данных, кроме заявленного запаса хода, не было. Никто в «Форде» не мог ответить на главный вопрос: каким образом энергия атомного реактора превращается в механическую и как ей можно управлять. Единственное упоминание о каких-то электронных гидротрансформаторах, конечно, не добавляло ясности.
У концепта была крошечная колёсная база, но у это было объяснение
Дизайн Нуклеона получился крайне необычным. Дело даже не в декоре реакторного отсека, напоминающего спицевое запасное колесо автомобилей 1930-х, и не в актуальных для эпохи детройтского барокко хвостовых плавниках. Тем более на некоторых снимках Нуклеон вообще представлен без хвостового оперения. Дело, прежде всего, в очень странных габаритах.
Если бы машину построили в натуральную величину, колёсная база составила бы всего 176 см — даже у «Оки» расстояние между осями больше! Всё дело в крайне тяжёлом реакторе и повышенной нагрузке на задние колёса. Компенсировать её предполагалось огромным передним свесом и вынесенным вперёд двухместным салоном.
Атомобиль так и остался масштабной моделью
Сложно сказать, достиг ли Нуклеон своей цели. Атомный концепт-кар, конечно, заметили, но затмить блеск и роскошь Моторамы от General Motors у него получилось едва ли.
Конечно, в нечто большее, нежели макет в масштабе 3:8, Ford Nucleon так и не вырос. Правда, через несколько лет компания представила ещё один перспективный автомобиль — Seattle-ite XXI, у которого были шестиколёсный кузов, атомный реактор и телевизор вместо приборной панели. Впрочем, и эта машина 1962 года была лишь масштабным макетом.
Ну и как тут не вспомнить, что примерно в то же время в Советском Союзе был реализован проект мобильной атомной станции ТЭС-3. В натуральную величину и с функциональным ядерным реактором. Как тебе такое, Генри Форд?