Найти тему

Бич сильного ученика - одна ошибка на ЕГЭ по русскому

При подготовке к ЕГЭ по русскому учительский гений довольно часто проявляется в вытягивании самого слабого в классе ученика, который грозится не взять минимум и опозорить себя, своего учителя, директора, свою школу и свою страну, на проходной для вуза балл. И всё-таки, как ни странно, тяжелее подготовить стобалльника, чем вытащить из трясины на заветные 36 баллов какого-нибудь Илюшу, который прочитал одну книжку в жизни, и эта книжка называлась «Букварь».   

Лишь одна у лётчика мечта – высота, высота

Шкала подсчета баллов (во всяком случае, по русскому) построена таким образом, что при низких показателях каждый полученный балл ученика спасает и «толкает» вверх, к середине. При высоких же показателях каждая ошибка стОит дорого и мухобойкой отправляет выпускника опять же в середину шкалы (в том числе и поэтому средний балл по русскому обычно плавает в пределах 65-68 баллов). У слабых учеников своя свадьба и свой путь преодолений, а вот с сильными учениками сложнее. Несмотря на то что 98 баллов – это шикарный результат, немного бывает обидно, что ученик недобрал какой-то дурацкий балл. Кажется, что потерю трудно прогнозировать – это же сильный ученик, он всё знает и всё умеет, но, как ни странно, «срабатывают», как правило, одни и те же ловушки. 

Несу в корзинке ивовой пирог с начинкой сливовой

Задание на орфоэпическую норму (№4) – это просто мина замедленного действия. При том, что слова даются не бог весть какие сложные, задание чудовищно коварное. Половина выпускников, которые не выбили у меня сотню (и явились причиной вырванных на всех местах волос) ошиблись в постановке ударения. 

Сложность орфоэпической нормы в том, что ударение в незнакомых или мало употребляемых словах практически невозможно заучить привычным способом, то есть банальной зубрёжкой. Произносительная норма закрепляется в употреблении, причём постоянном, причём поддержанном окружением – люди вокруг тоже должны говорить правильно. Если все бубнят нам в уши «вклЮчишь», а мы повторяем, на экзамене в условиях стресса голова забудет, чего она там пыталась заучить, и просто поставит ударение, как привыкла. Всем, абсолютно всем сильным ученикам я от чистого сердца желаю иметь на это задание шпаргалку, и все, кто сделал в ударении ошибку, сказали, что были уверены в правильности ответа и в шпаргалку даже не заглянули – а зачем? 

С недавнего времени мне эта история надоела, и я при отработке этого задания заставляю сильных выпускников составлять со словами предложения и читать их вслух. Но шпаргалка на экзамене по-прежнему обязательна )) 

Самая обидная ошибка – осень постояла и ушла

У сильного ученика нет проблем с правописанием, и у него обычно высокий уровень орфографической зоркости. Чем сложнее слова выбирает выпускник, тем более сфокусировано его внимание – и он в трудных словах, скорее всего, не ошибётся. Но зато бывает, что засада его поджидает в правописании элементарных слов: чаще всего бьёт под дых мерзкое -тся/-ться. Казалось бы – как?! Это же просто нелепо. На самом деле, эта ошибка даже логична.

Зоркость и навык, закрепленный в руке, не позволят сильному выпускнику написать «бешенный», или «вовсе ненужный», или «брезжащий» (вот я, например, хотела ошибиться, но не тут-то было, с первого раза не получилось)). Мы постоянно долбим выпускникам: проверяйте, вычитывайте, и они вычитывают и проверяют, но внимание на каких-то словах обострено, а на каких-то снижено, ну и привет, глупая ошибка. Зоркость спокойно «пропускает» сквозь свой фильтр «разговориться» или «сравниться». В них глаз не видит ошибки, к тому же это очень простые с орфографической точки зрения слова, и внимание на них минимальное. А потом выясняется, что, оказывается, это «он разговорится» или «он не сравнится». 

Упс. 

Для сильного выпускника, идущего на сотню, в орфографии не должно быть мелочей. К сожалению, расслабиться он сможет только дома)

В каждой строчке не только точки

Очень частый случай – один потерянный балл в эссе за пунктуацию. Это самая непрогнозируемая и самая опасная «зона» эссе. Главное, что в отношении знаков препинания для сильных выпускников опять же таится ловушка в том, что они, выпускники то есть, сильные. Ученик с высоким навыком письменной речи создаёт, как правило, очень сложные по структуре предложения, широко использует сложные синтаксические конструкции с разными видами связи. Я не советую своим выпускникам сильно увлекаться длинными предложениями, со стыком союзов, с несколькими придаточными частями, которые запутываются у них друг в друге, как те змеи в брачный сезон. Между грамматическим уровнем и пунктуационным должен быть здоровый баланс: где-нибудь потеряется одна запятая (а она ведь потеряется) – и до свидания, балл.

При этом, как я уже сказала, вообще вся пунктуация очень коварна. Один мой выпускник пришел с экзамена с одним потерянным баллом за отсутствие запятой при деепричастном обороте. Еще один – вот как в это можно поверить? – пропустил запятую между однородными сказуемыми. В каком-то смысле опять же такие ошибки логичны: создавая сложные по конструкции предложения, ученики всё внимание переносят на их проверку, а остальной текст оказывается «слепым». Здесь огромное значение приобретает умение ученика педантично вычитывать собственный текст. Иногда приходится это делать несколько раз - один раз ради орфографии, другой ради пунктуации.

И один контрольный.

Конечно, всё на экзамене невозможно предугадать, к тому же огромное (иногда принципиальное) значение имеет стрессоустойчивость ученика и его темперамент. Однако знать болевые точки экзамена для сильного выпускника необходимо. Стобалльников по стране не набирается и 0,5%, и так приятно, когда твой ученик вошёл в число умничек. Приятно и ему, и тебе. Про его родителей я и не говорю )