Учитель тоже человек и обладает и темпераментом, и характером, и эмоциональным фоном, но, как актёру приходится вживаться в роль, так и учителю приходится "подстраиваться" под характер ученика, особенно если он, учитель, хочет добиться результата.
И скучно, и грустно, и некому руку подать
Для меланхолика практически любой уровень жёсткости со стороны учителя обычно воспринимается болезненно и как «злость». Даже если меланхолик способный, от любой, пусть и микроскопической, неудачи он падает духом и сдувается на глазах, как воздушный шарик. Кроме того, у меланхолика часто повышенный эмоциональный фон, и даже мало-мальский стресс для него дикое испытание – часто именно дети этого темперамента выучивают, что нужно, к уроку, а потом учительница перед классом спросила – и привет. Всё, что нажито непосильным трудом, как корова языком слизала – ничего не помним, ничего не знаем. Ругаться и демонстрировать жёсткость бесполезно, вредно, и по отношению к таким ученикам даже такому строгому преподавателю, как мне, приходится проявлять несвойственную терпеливую чуткость и становиться «доброй» учительницей. Подготовка к ЕГЭ с меланхоликами мне кажется самой тяжёлой, именно потому что ученику трудно выбраться из замкнутого круга «ошибка – всё пропало – ошибка»: он сам эмоционально себя постоянно закапывает, а ведь без ошибок обойтись невозможно.
Был как-то у меня очень способный ученик-меланхолик Семён. С ним нужно было обращаться буквально, как с фарфоровой вазой – от простого металла в голосе у него начинали сыпаться ошибки, как из пешка с песком. В школе он учился на тройки, «заваливал» все контрольные, и я поначалу всё не могла понять, в чём причина – при его-то данных. А потом задала «контрольное сочинение»... И он принёс мне какое-то жуткое месиво – работа будто была написана не в тепле и уюте родимого дома, а под страхом смерти в чужом, страшном, холодном подвале. Так на него повлияло слово «контрольное»… Сёма уже в конце года сказал, что все до одного учителя в его жизни унижали его и ненавидели (преувеличение, конечно, но таков уж меланхолик), и вообще взрослые сломали ему психику. До 90 баллов на ЕГЭ он недотянул, сдал на 89, но я посчитала это успехом.
Стратегия – очень много постоянных «контрольных» работ для выработки ощущения рутины «контроля», акцент на успехах, неизменная похвала даже за самую малость. Сильно улучшить настроение меланхолику можно, рассказав о чужих или своих проблемах – ему сразу становится веселее, если он узнаёт о том, что кому-то хуже, чем ему))
Лёгкий, но мощный
Сангвиники – развесёлые создания. С ними постоянно случаются какие-то истории, и о них, конечно, непременно нужно рассказать. Также необходимо показать кошку, новый постер, новую гитару и новую аватарку друга. Сангвиник переживает из-за неудачи целых десять минут, а любая душеспасительная лекция для него как с гуся вода. Так как сангвиник прежде всего натура увлекающаяся, повезло, если он увлекается учением – это вообще практически идеальный ученик, пытливый, откликающийся на любое, особенно нестандартное, задание. Однако если сангвиника больше увлекает аниме и игра на гитаре, то подготовка к ЕГЭ может превратиться в достойное испытание на прочность репетитора: заставить сангвиника делать хорошо то, что он не любит, та ещё задачка. Такого ученика нужно постоянно держать в тонусе и не давать расслабиться. С сангвиником, особенно мальчиком, особенно в определенном возрасте, приходится быть довольно жёсткой и даже «злой», потому что, если не, он сядет на шею и укатится на ней в розовый закат. Даже для сильного сангвиника подготовка к обязательному экзамену по предмету, не входящему в круг его интересов, тяжела, потому что это рутина – ну зачем опять решать этот скучный тест, расскажите лучше, почему в корнях с чередованием разные буквы )) Именно ученики-сангвиники могут иметь проблемы с домашкой – для них тоска заниматься нудятиной, ну понятно же всё и так, зачем эти пять листов? При этом сангвиник всё делает быстро, низкий темп его угнетает, в итоге «чистый» сангвиник даже при хороших способностях сеет глупые ошибки – тест по русскому не такой уж и простой и скорости не прощает.
Стратегия – отработка большинства тестовых заданий на занятии, жёсткость до хруста, постоянный нудёж старой песни о главном: «Читай внимательно, не торопись, делай медленнее, проверь». Без угрозы для жизни можно стращать сангвиника тем, сколько ошибок он сделает на экзамене и сколько баллов в итоге получит – действует иногда долго, целых полчаса )
Конечно, «чистые» типы темперамента встретишь нечасто, однако так или иначе ведущий проявляется довольно явно. И результат экзамена, как ни парадоксально, иногда зависит от того, насколько точно учитель выстроил подготовку не столько с методической, сколько с психологической точки зрения.