Недавно видел ролик, где известный астрофизик-популяризатор Нил Деграсс Тайсон рассказывал, что не имея ничего общего с русскими ни в части культуры, ни в части идеологии, при общении с ними о космосе он чувствовал невероятное единение. И это в те времена, когда отношения между русскими (в широком смысле) и американцами были очень далеки от дружеских. Впрочем, эти отношения никогда не были хорошими. Но наука явилась тем, что людей объединяет вне зависимости ни от чего.
https://youtu.be/MbluKPSHXOU
Нил много говорит о том, что капитализм, демократия и прочие идолы современности совсем не ведут к развитию научной мысли и процветанию в целом. Он говорит о нарушении прав человека в Китае, о подобии диктатуры в России и прочих штампах современных медиа, но в то же время замечает, что это никак не мешает совершать удивительные научные открытия и развивать естествознание.
Когда человек занят изучением природы, он забывает про всю межнациональную или межрелигиозную рознь. Все мировоззренческие противоречия отходят на второй план. Нет дела учёным и до попыток возвыситься над другими, показав свою гениальность. В первую очередь наукой занимаются, потому что наука интересна сама по себе. И когда в основе социального строя стоит научный подход, нет цели с кем-то соревноваться и враждовать. Это именно то, что может объединить весь мир.
А с другой стороны стоит жажда наживы, которая даже науку превращает в попытку отстоять идеи авторитетов и собрать деньги на исследовательские работы, которые в большинстве своём носят лишь ритуальный характер. Поэтому само существование науки ставится под вопрос. Нельзя стабильно получать научный результат, если истинная цель находится за пределами научного поля.