Найти в Дзене
Vасилиса

Ностальгическое отступление на тему детских ассоциаций или почему мне нравится с детства Пётр Великий

Все мы родом из детства.

Мои родители были страстными хоккейными болельщиками. Это было время великой "Красной машины" - сборной СССР.

Я, по малолетству, любила только мультяшные заставки турнира на призы газеты "Известия". Но, поскольку выбор для просмотра телепередач в то время был весьма ограничен, и телевизор в квартире один, то я располагалась рядом с родителями и наблюдала, только не за хоккейными поединками, а за эмоциями папы и мамы. Заодно и слушала - и родителей и спортивного комментатора.

В особо напряжённые моменты матчей у мамы сдавали нервы, и она уходила на кухню. Мне же предназначалась роль гонца - я должна была бежать к маме с сообщением о том, кто же в итоге забил шайбу - "мы" или "нам".

Папа говорил мне:

-Иди скажи маме - наши чехам забили!

Я совсем была маленькая и не знала, что означает слово "чехи". Но бежала на кухню и радостно сообщала:

-Мама, чеки нашим забили! (именно чеки)

Мама хваталась за сердце, а мне было весело.

-Василиса, нельзя так говорить! Надо говорить "наши чехам забили"! - возмущалась мама.

А мне весело!

-Не, не, мама! Чеки нашим забили!

И радостно подпрыгиваю.

Тут вмешивался папа, меня разоблачали и хоккейные страсти продолжались.

Так я узнала, что есть чехи, финны, канадцы и шведы.

И создала свои детские ассоциации.

-Чехи - это те, кому наши хоккеисты могут проиграть. Чехов я не любила.

-Канадцы - у них кленовый листик на форме.

-Финны - подруга мой мамы была финкой по национальности с очень труднопроизносимой для ребёнка фамилией. Я тайно подозревала что она болеет за финскую сборную, но спросить в открытую не решалась.

-Шведы - три короны на форме - "Тре Крунур", - я запомнила эту фразу спортивного комментатора. Короны мне нравились - я любила сказки про принцесс.

В общем, я с раннего детства интересовалась хоккеем.

Однажды родители с интересом смотрели какой-то фильм по телевизору. Мне было скучно. Сначала я болталась туда-сюда, затем стала подбегать к телевизору и тыкать пальцем в изображение на экране:

-Это кто? А это кто?

Меня усаживают на диван, мама вполголоса начинает объяснять кто есть кто в фильме.

-Это фильм про Петра Первого. Это вот Пётр.

Разумеется, у меня сразу возникла масса вопросов, поэтому дальше Петра мамин рассказ не пошёл.

Кое-как уговорили меня подождать окончания фильма. Затем мама рассказала мне, что Пётр Первый - русский царь. Он очень много сделал для России, поэтому его называют Великим.

-А что он сделал, мама?

-Он построил город Петербург. Этот город сейчас называется в честь Ленина - Ленинград.

И добавила крамольную по тем временам фразу:

-Зря переименовали, оставили бы историческое название.

Про Ленинград и Ленина я уже слышала, поэтому мне было неинтересно, и я продолжила задавать вопросы:

-А что ещё сделал Пётр Первый?

-Он победил шведов. У нас есть книжка про Петра Первого, подрастёшь - прочитаешь.

Затем вмешался папа с рассказом о сбритых у бояр бородах, но я не дослушала, так как побежала искать книжку.

Я моментально прониклась глубочайшей симпатией к русскому царю Петру Первому - он победил шведов! Как наши хоккеисты!

К моему глубочайшему разочарованию в имеющейся у нас книге Алексея Толстого "Пётр Первый" не было картинок. Я начала читать, но, разумеется, ничего не поняла.

С книжкой о Петре я ходила целый день. Родители переглядывались, но до поры до времени никак не комментировали.

А затем мама увидела, как я рассказываю усаженным в кружок куклам:

-Вот это книжка про Петра Первого. Он победил шведов! Как Третьяк, Макаров, Ларионов и Крутов.

Мама вмешалась в нашу идиллию. Подсев к нам с куклами, она стала рассказывать, что Третьяк, Макаров, Ларионов, Крутов - это спортсмены. Хоккей - это игра. А Пётр Первый и русская армия победили шведов на войне. Война - это страшно, на войне убивают людей.

Про войну, я разумеется, знала. Про гражданскую войну и Великую Отечественную войну.

Маме пришлось рассказывать мне о некоторых моментах русско-шведской войны - о битве под Полтавой и об отлитых из церковных колоколов пушках.

Я слушала, раскрыв рот. Моя симпатия к первому российскому императору переросла в чувство восхищения.

Маме льстило такое внимание к её рассказу, а также нравился мой внезапно проснувшийся интерес к русской истории. В школу я ещё не ходила.

Я никак не хотела расставаться с книжкой Толстого, просила маму почитать мне её. Мама объясняла, что эта книжка для взрослых, а завтра она принесёт мне из библиотеки детские книги о Петре Первом. На том и порешили. Но спать я легла положив рядом с подушкой роман Алексея Толстого.

Как я понимаю, мои родители смотрели фильм 1937 года с Николаем Симоновым в роли Петра Первого и с Михаилом Жаровым в роли Меншикова.

-2

В завершение своего лирического и ностальгического отступления от темы канала: моё детское увлечение хоккеем прошло довольно-таки быстро. Возможно по причине изменений, произошедших в нашей стране и обществе. Владислав Третьяк, Владимир Крутов, Игорь Ларионов и Сергей Макаров навсегда остались для меня самыми любимыми хоккеистами.

-3

Мой интерес к Петру Первому не смогли поколебать никакие жизненные перипетии. Знаю, что с некоторых пор отношение к нему, как к исторической личности, неоднозначное. Каждый имеет право на своё мнение, на свою оценку деяний царя Петра Алексеевича, но, по большому счёту, от этих мнений и оценок ничего не зависит. Пётр Великий был, он часть нашей истории. И городу на Неве возвращено историческое название.

Об образе первого российского императора в кинематографе и книгах в следующий раз.