В последнее время все чаще в делах о банкротстве граждан возникает вопрос об очередности удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.
Речь идет о компенсации морального вреда, возмещении расходов на погребение, а также процентов за просрочку уплаты таких сумм.
Недавно Верховный Суд РФ рассмотрел дело о банкротстве, в котором кредитор подала заявление о включении в реестр требований о возмещении расходов на погребение, компенсации морального вреда и процентов.
Суды трех инстанций отнесли эти требования к третьей очереди, сославшись на нормы закона о банкротстве, согласно которым компенсация морального вреда не входит в первую очередь.
Однако Верховный Суд отменил эти судебные акты и постановил включить требования в первую очередь. Суд указал, что нормы ГК РФ объединяют в одну главу возмещение вреда жизни/здоровью и компенсацию морального вреда. А закон о банкротстве относит расчеты по требованиям о возмещении такого вреда к первой очереди.
Изменение закона, исключившее упоминание о компенсации морального вреда из первой очереди, не повлияло на очередность, поскольку по смыслу закона такая компенсация входит в первую очередь наряду с другими требованиями, вытекающими из причинения вреда жизни/здоровью.
Таким образом, при определении очередности требований о возмещении вреда следует учитывать их гражданско-правовую природу. Компенсация морального вреда в связи с причинением вреда жизни/здоровью должна удовлетворяться в первую очередь наравне с возмещением расходов на похороны и процентов. Этот вывод Верховного Суда имеет важное значение для защиты прав кредиторов в делах о банкротстве граждан.
Источник: Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации № 308-ЭС23-5080 от 21.08.2023 г.