Наши подписчики прислали много историй про армию, публикую некоторые из них:
**
Служил со мной в ШМАС один кабардинец. Он сам про себя рассказал: мать - русская, отец - кабардинец. Сразу после Присяги начал он косить от службы.
За полгода учёбы в казарме появился пару раз и сразу же ночью, со стонами и криками от "боли", отправлялся в санчасть. За месяц до нашего выпуска к нему приехала мать с каким-то "доктором наук".
Перед призывом он лежал в больнице, но только сейчас определили у него редкое и опасное для жизни заболевание, которое не позволяет ему продолжить службу в СА. Местные доктора этому не поверили, кабардинца отправили в окружной госпиталь. Встретил его после дембеля - торговал он валютой на "Пушке" в Москве. На щеке шрам.
Рассказал, что комиссовали его через полтора года "службы" из госпиталя. Он даже ефрейтора успел получить - мать возила презенты в госпиталь регулярно, а он наладил самодеятельность из таких же, как и он.
**
Служил в ГСВГ на узле связи в телеграфном отделении, экспедиторы были с 3-м классом телеграфиста, дальше повышать классность от них не требовали, хоть год ты прослужил, хоть два. А телеграфисты должны были каждые полгода повышать нормативы на класс.
**
Психологически для меня самым тяжёлым периодом службы оказался второй. Холодная осень, зима, время тянулось очень долго, просыпаешься, когда темно, как-то не совсем уютно, кажется, уже вечность в армии, а впереди ещё три таких вечности. Так уныло было октябрь, ноябрь, декабрь, январь, а потом как-то всё успокоилось.
**
Следует вспомнить, что до середины 1960-х годов сержантский состав готовился в полковых школах. Командиры подразделений после полугода (период обучения) отбирали кандидатов на учёбу, понимая, что кого они отберут, тех и получат, но уже в сержантском качестве. Полгода будущие сержанты учились, причём именно тому и на том ВВТ, которые по штату имелись именно в этом полку.
Выпускники, успешно сдавшие экзамены, направлялись сержантами в свои же подразделения, отслужив уже год и поднабравшись солдатских наук. Потом это заменили на обучение в "учебках". Недостатки такого подхода общеизвестны: отбор на учёбу зачастую первых попавшихся лиц; формальное обучение, недостаточные, поверхностные знания и навыки - ведь за низкое качество подготовки выпускников никто в учебках реально не отвечал. Пусть не тянет кандидат, не может, не хочет - все равно присвоим ему младшего сержанта и с глаз долой - ведь мучиться с таким "сержантом" будут другие и в другом месте.
Кроме того, следует сказать, что и в военных училищах весьма формально подходили к обучению будущих офицеров приёмам и методам эффективной работы с солдатами разных категорий, возрастов и национальностей. Приходилось осваивать эту науку на бегу, непосредственно в части, опираясь на опыт старших товарищей. А там, где был порядок и настоящая боевая подготовка - никаких проблем с "возрастными" солдатами не возникало - уж поверьте.
Читайте также: Заметка о том, как подводила ушитая форма и другие армейские байки
Присылайте свои истории про армию, также прошу подписаться на мой канал, дальше будет интересно! Делитесь статьёй в социальных сетях и ставьте лайки.