Этот вопрос можно адресовать не только российскому Минобразованию, но и европейской образовательной системе в целом. А начать лучше всего с непреложного факта того, что утечка умов из России активно продолжается начиная с советских времен.
И Запад до определенного момента все прекрасно устраивало: и советская система образования, и уровень наших специалистов. Так что же случилось, почему вдруг понадобилось ломать всю систему отечественного образования, и что такого ценного мы приобрели за счет превращения ее в Болонский вариант?
Что такое болонская образовательная система?
Наверное, стоит сначала сказать о том, в угоду кому она создавалась. Так называемая образовательная европейская реформа была задумана во время круглого стола европейских промышленников, который проходил в 1983-м году и объединил 47 корпораций. Было бы странно, если б под этим решением кроме экономической не существовало еще и политической составляющей. Отметим, что главы корпораций составили тогда основную группу давления на политику, проводимую европейским сообществом.
Система образования также входила в компетенции Европейского круглого стола (ЕКС). В этом отношении ключевую роль сыграл доклад 1989 года, который был посвящен европейскому образованию и компетенциям. Заметьте, не знаниям, а именно компетенциям, что принципиально меняет содержательную часть новой образовательной системы.
Что такое компетенция? Это некий продукт, созданный на заказ по желанию клиента. Другими словами, он предусматривает удачное вложение инвестиций, которые со временем сполна окупят все предприятие. В 1991-м году ЕКС выпустил новое распоряжение в виде доклада об экономической и деловой направленности преподавания в высших учебных заведениях.
Так называемый открытый университет рассматривался не иначе как промышленное предприятие. Вполне закономерно в этой связи появилось ВТО в 1995-м году, что сыграло немалую роль в становлении новой образовательной системы. К этому времени также сформировалось такое понятие как интеллектуальная собственность с вытекающими из этого услугами и правами. Стратегия развития подобного новообразования была обозначена как неолиберальная.
В свою очередь Еврокомиссия объявила о том, что вместо преподавателей процесс обучение вполне можно доверить лицам, предоставляющим образовательные услуги. Собственно, все эти инновации и подготовили болонский процесс.
Его отцами-основателями стали министры образования таких стран как Германия и Франция, Италия и Великобритания. Ими была принята в 1998-м году Соборная декларация, которая открыла пространство для распространения европейского высшего образования. Далее к процессу были подключены ректоры высших заведений Европы. А поводом для этого стало празднование такого события как годовщина основания Болонского университета.
Своеобразным логическим завершением процесса стало подписание декларации о зоне высшего образования в рамках Европейского содружества.
Когда знания становятся товаром
Итак, что же могла предложить болонская система? Во-первых, европейское обучение становилось ключевым во всей системе высшего образования. Недаром тогда в 1999-м году к болонской системе присоединилось еще 47 стран. Во-вторых, основными преимуществами болонской образовательной системы отмечались такие качества как мобильность обучения и трудоустройства после ее получения.
В-третьих, предусматривалась конкурентоспособность будущих перепрофилированных вузов в борьбе за денежные средства, студентов и влияние. К тому же предлагалась довольно удобная усредненная форма обучения без каких-либо признаков национальных особенностей.
Весь процесс образования был разбит на два цикла – бакалавриат и магистратуру. Первый должен был обеспечить рынок труда, в то время как второй предназначался для научных изысканий. При этом вводилась простая и понятная система зачетов, которая состояла из кредитов-часов и единой формы фиксации квалификаций.
В итоге студенты во время процесса обучения могли мобильно перемещаться из страны в страну, от одного университета к другому. Таким образом с помощью своих знаний они были призваны приносить пользу всей Европе и ее рынку труда. Также подразумевалась мобильность преподавательского состава, который в свою очередь вырабатывал единый европейский опыт.
Остается добавить, что универсальный метод обучения привел к единой учебной программе и учебникам, единому образцу диплома и принципу управления вузами. А вместе с этим и к полному нивелированию самого образовательного процесса.
Почему Россия отказалась от болонской системы?
Россия примкнула к болонской образовательной системе позже других – в 2003-м году. А в прошлом 2022-м решила от нее отказаться. Не в последнюю очередь из-за направленности болонской системы на всеобщую глобализацию и демократизацию. Результаты ее, как мы видим сегодня, оказались весьма неутешительны. Вторым существенным фактором отказа стала однобокое применение подобной системы для самой России.
Европа с удовольствием принимала наших студентов с прицелом на их работу в будущем на благо Европы. Таким образом Запад облегчил себе задачу по переманиванию будущих специалистов и выкачке мозгов из России. А вот обратного процесса притока иностранных студентов так и не получилось. Мало кто оказался заинтересован в работе в стране с разваленной экономикой. Тем более, что рабочие места выпускникам вузов в России никто не гарантировал.
Сегодня в России пытаются выработать свою новую систему образования, которая будет направлена на собственную экономику. По идее она должна взять самое лучшее от болонской и советской системы образования. Также как прежде новая система будет двухступенчатой, лишь с одним отличием – выбранную специальность нельзя будет менять при переходе из бакалавриата в магистратуру.
Что в свою очередь позволит избежать оттока мозгов из страны. Останется также устоявшееся триединство: специалист-кандидат-доктор, которая позволит выбрать специализацию с самого начала обучения. Так что отныне новый образовательный процесс будет работать на благо своей страны, а не Европы.
И тем самым обретет необходимый суверенитет, тем более что образовательная база в нашей стране накоплена в течение не одного столетия. Придется вспомнить и взять от нее лучшее, и превратить страну менеджеров в страну ценных специалистов.
А что думаете вы, дорогие читатели, о нашей системе образования и об отказе от болонской? Какими недостатками она страдает на данный момент и как можно ее изменить к лучшему в будущем?
Не забывайте подписываться на наш канал и ставить лайки. Территория Хакнем Школа открыта для самых разных позиций и мнений, которые вы можете оставлять в комментариях.
Автор: Ольга Трущалова, независимый автор медиагруппы “Хакнем”.