1899 г. И тем не менее, весной следующего года Лейст снова прибыл в Курск, чтобы начать проведение детальной магнитометрической съёмки местности. Если ранее измерения проводились в основном вдоль железной дороги и недалеко от населенных пунктов, то профессор решил построить подробную карту магнитных аномалий и производить измерения каждые 2-3 км, располагая точки замеров в шахматном порядке. Это была очень сложная задача, тем более решать ее предстояло в одиночку. Но даже не это было главной проблемой. Лейст нуждался в инструментах. Купленные по его ходатайству на деньги Курского земства приборы для магнитных исследований хранились в кабинете у председателя губернской управы. Перешагнув свою гордость, Лейст пришел просить инструменты, так необходимые ему для продолжения работ. В покорнейшей просьбе ему было отказано. После громкого провала с бурением Лейста считали обманщиком и отзывались о нём крайне негативно.
Пришлось Эрнесту Егоровичу брать на себя все расходы. А помимо инструментов, нужно было арендовать транспорт и нанимать извозчика – для езды по бездорожью подходила рессорная коляска, чтобы меньше трясло (тряска вредна для деликатных приборов). А еще питание и ночлег, который найти было совсем нелегко. Всё это легло бременем на его личный бюджет, приходилось во многом себе отказывать. Вот, например, помощник Лейсту очень бы пригодился, но финансово он уже не мог себе этого позволить.
Профессор много работал, не позволяя себе лишней минуты отдыха. Нанятые им извозчики требовали высокую оплату за поездки без определенного маршрута, да и за простои тоже. Если в пути их заставали дожди, то приходилось останавливаться на несколько дней, дороги размокали и превращались в непролазную жижу. Хорошо, если рядом были деревушки или другие населенные места, где можно переждать капризы погоды. Порой из-за отсутствия какой-либо дороги ему приходилось нести оборудование на себе. По воспоминаниям самого Лейста, бывали моменты, когда хотелось всё бросить и уехать отдыхать на курорт. Но потом небо прояснялось и он с новыми силами погружался в исследования. Тяжелая изнурительная работа не преминула сказаться на здоровье. Но фанатичная идея найти железо в Курских недрах, разгадать тайну отклонений магнитной стрелки заставляла профессора продолжать своё дело.
Следующие 10 лет до 1910 года Лейст приезжал летом в Курскую губернию и занимался исследованием магнитных аномалий. Каждый свой отпуск, то есть все летние каникулы он с поразительным упорством и трудолюбием продолжал свои наблюдения на местности, делал чертежи и заметки, составлял карты многочисленных измерений магнитного поля.
За многие годы своего колоссального изнурительного труда Эрнест Егорович определил элементы земного магнетизма в 4121 пункте Курской губернии. Он выяснил, что на исследуемой территории выделяются две огромные полосы магнитных аномалий протяженностью 250 км, которые идут параллельно друг другу с северо- запада на юго-восток. Ширина полос достигает 40-50 км. Масштабы Курских аномалий были настолько грандиозными, что равных им не было в мире.
После 1910 года Лейст занялся обработкой собранного им материала. К тому же, здоровье все чаще давало сбои. Помимо систематизации результатов своих измерений и вычислений, профессор изучал материалы исследований железорудного месторождения Кируна в Швеции.
Он лично посещает это место и убеждается в сходстве проявлений земного магнетизма с Курскими аномалиями. Только в Курске они проявляются на несравненно большей территории.
После революции 1917 года Лейст обнародует результаты своих исследований широкому кругу учёных. Он сделал доклад и продемонстрировал карты аномалий в Московском научном институте. Идея Лейста заинтересовала Петра Петровича Лазарева, гео- и биофизика. Лейст поделился с ним некоторыми материалами своих исследований и рассказал, что хотел бы издать свои труды. Лазарев руководил несколькими секциями Наркомздрава и был вхож в высшие руководящие круги Советского правительства. Весной 1918 у Лейста обострилась болезнь сердца и он уехал на лечение в Германию. Рукописи с исследованиями и карты магнитных измерений он взял с собой, чтобы продолжить работу по их систематизации. Лейст готовил свои работы по изучению КМА к издательству в Академии наук. Но этим планам не суждено было сбыться – Эрнест Егорович умер в сентябре 1918 года на курорте в Германии. Рукописи исчезли…
Продолжение следует...
Начало здесь: