В 1783 году для генерального межевания земель Европейской части России в Курскую губернию прибыл Петр Борисович Иноходцев.
Именно с его именем связывают первые упоминания о железной руде в нашем регионе. Именно с Иноходцева начинается история КМА.
По указанию императрицы Екатерины II ему было поручено определить географическое положение некоторых городов, точно установить границы помещичьих владений, монастырских и государственных земель в пределах сегодняшнего центрального Черноземья.
Петр Борисович был известным академиком Петербургской академии наук, ученым-астрономом и метеорологом. В ходе своей работы в Курской губернии он обратил внимание на странное поведение магнитной стрелки компаса: она упрямо отклонялась от своего обычного положения.
По возвращении в Петербург Иноходцев напишет об этом статью и упомянет, что возможно, причиной такого поведения стрелки компаса является железо, находящееся в недрах Курской земли. Никто из ученых на эту мысль не обратил внимания и об этом явлении забыли примерно на 100 лет.
Во второй половине 19 века независимо друг от друга магнитные аномалии в наших краях изучали приват-доцент Казанского университета И.Н. Смирнов, приват-доцент Харьковского университета Н.Д. Пильчиков и ученый Д.Д. Сергиевский. Причем Пильчиков был убеждён, что в области этих аномалий должны быть крупные месторождения железа. Однако, и эта мысль не нашла поддержку в ученых кругах. Но интерес к магнитным аномалиям с научной точки зрения возрастал.
Русское географическое общество создало комиссию, которая отправилась в Курскую губернию для магнитных измерений и исследований. Пригласили даже директора Парижской обсерватории Теодора Муро - самого авторитетного специалиста по магнитным съемкам в Европе. Он установил, что в окрестностях сёл Непхаево и Кочетовки сила земного магнетизма достигала максимума, зафиксированного на этих широтах во всем земном шаре. Муро выступил с отчетом в Парижской академии наук и об аномалии магнитной стрелки под Курском заговорили в мировом учёном сообществе. Это был вызов всей теории земного магнетизма. Однако, причины этого явления французский учёный не назвал – нужно проводить масштабные съемки и более подробные исследования, - заявил он.
Профессор Московского Университета Эрнест Егорович Лейст проводил подготовительную работу к приезду Муро по поручению Русского географического общества. Ему удалось принять участие в исследованиях именитого французского ученого и именно тогда Лейст проникся тайной магнитных аномалий Курской земли, которая в дальнейшем стала делом всей его жизни. Но об этом - в следующей части.