В знаменитом романе Эмили Бронте «Грозовой перевал» сюжет строится на противопоставлении двух поместий, олицетворяющих собой два совершенно разных образа жизни: сурового и негостеприимного Грозового перевала, где однако разворачиваются основные события книги, и тихой и спокойной соседской Мызы Скворцов. Оба дома так подробно описаны в романе, что мы решили выяснить – а существовали ли они на самом деле? Возможно ли, что где-то на свете стоит точная копия усадьбы, в которой жили Кэтрин, Хитклифф и Эдгар Линтон?..
В первой части мы рассказали о поместьях, которые могли стать прототипом и вдохновением для Грозового перевала. Теперь же речь пойдет о Мызе Скворцов.
В отличие от перевала, Мыза – это действительно аристократическая усадьба, а не просто фермерский дом. Мы знакомимся с ней еще в самом начале романа – именно Мызу Хитклифф сдает в наем приехавшему издалека мистеру Локвуду. Описанию этой усадьбы Бронте уделяет гораздо меньше времени, чем Перевалу, а потому мы знаем лишь, что Мыза Скворцов находится в низине в четырех милях (6,5 километров) от Грозового Перевала, скрытого за холмом.
Мыза Скворцов – это двух-, возможно трехэтажное каменное здание, построенное в духе традиционных английских дворянских усадеб. В отличие от Перевала здесь есть гостиная, холл, библиотека и кабинет хозяина, обставленные со вкусом дорогой и красивой мебелью. Но самое выдающееся в усадьбе Скворцов, то, что удивляет и вызывает вопросы – это сад. Огромный сад в две мили длиной (3,2 километра). Подобная планировка очень необычна и нетипична для дворянской усадьбы. Обычно парки в них, если и есть, то небольшие, выполняющие декоративную функцию, к тому же они часто как бы окружают особняк, оставляя его в центре, в то время как на Мызе парк простирается от привратницкой до самой усадьбы. Это настолько нетипично, что в окрестностях Хэворта, где жила Эмили Бронте и куда она предположительно «поселила» своих персонажей, нет ни одного похожего поместья. Однако если ориентироваться не на точное архитектурное совпадение, а на общее впечатление, которое производит в романе усадьба, поблизости можно найти несколько вариантов поместий, похожих на Мызу Скворцов.
Понден-Холл
Понден-Холл, который мы упоминали в первой части, мог также быть и прототипом аристократической Мызы, хотя по размеру и внешнему виду он больше напоминает Грозовой перевал. Это небольшой фермерский дом, построенный в 17-ом веке семьей Хитон. Бронте дружили с Хитонами, а дети обеих семейств часто играли вместе. В Понден-Холле даже рассказывают историю о юном наследнике дома, который без памяти был влюблен в Эмили Бронте и посадил в ее честь два грушевых саженца, переплетя их стволы вместе. Но чувства юноши остались невзаимны, а груши вскоре засохли. Хитоны разбогатели на торговле шерстью и были хорошо обеспечены, так что могли держать дом открытым для гостей и имели богатейшую в округе библиотеку, которую как раз и посещали сестры Бронте. Но с развитием более дешевого экспорта из Индии для бизнеса Хитонов начались тяжелые времена. Уже к концу 19-го века Понден-Холл был продан, а последний из наследников семьи закончил свои дни в благотворительном приюте.
Шибден-Холл
Другим возможным прототипом Мызы Скворцов мог быть Шибден-Холл. Известный еще с 15-ого века, Шибден-Холл представляет собой двухэтажный каменный особняк с весьма необычной архитектурой. Первое упоминание жилого дома в этом месте относится к 1420-ому году, когда здесь жил некий Уильям Отс. До 1612-ого года поместье принадлежало трем различным семьям, чьи гербы до сих пор можно увидеть на каминной решетке. Последний представитель одной из этих семей умер молодым и его имение в 1619-ом году перешло Сэмуэлю Листеру.
Семья Листер владела Шибден-Холлом на протяжении более чем 300 лет: с 1619-ого по 1933. И практически каждый из Листеров хотел остаться в истории, хотя бы перестроив и обновив свое родовое поместье. Так Шибден-Холл стал ярким образцом эклектики в архитектуре (задолго до того, как как это направление стало модным). Массивные средневековые стены скрыты за фахверковым фасадом времен Тюдоров и соседствуют с элегантной башней в готическом стиле. А рядом расположен обширный парк с террасными садами, альпийскими горками, каскадными прудами и озером, где можно кататься на лодках. В итоге получилась очаровательная смесь многих эпох и стилей, а также неровный фасад, который перекликается с описанием Мызы Скворцов в романе:
«… луна смотрела поверх высокой стены двора, заставляя неопределенные тени скрываться в углах многочисленных выступающих частей здания.»
Несмотря на то, что нет никаких записей или подтверждений, что Эмили Бронте лично посещала Шибден-Холл, известно, что она непродолжительное время жила неподалеку от него, работая учительницей в школе в Лоу-Хилл. Между поместьями меньше мили и трудно представить, чтобы Эмили с ее любовью к далеким прогулкам ни разу не видела Шибден-Холл или не слышала историй о нем.
Широкому зрителю Шибден-Холл знаком прежде всего как поместье Энн Листер, известной также под кличкой «Джентльмен Джек». Будучи несогласной с викторианской моралью, требовавшей от женщины покорности и пассивности, она занималась вещами, которые, по мнению общества, более приличествовали мужчине: сама вела бизнес, собирала налоги, разрешала споры между арендаторами и даже пыталась возродить добычу угля на своей земле, вступив в борьбу с конкурентами-мужчинами. В округе быстро поползли слухи, что Энн Листер на самом деле не женщина и она отчасти поддерживала их, нося мужскую одежду и заигрывая на вечерах с дамами. Всю жизнь Листер вела удивительно подробные, но тщательно зашифрованные дневники, лишь благодаря случаю дошедшие до нас. Жизнь и наследие Энн Листер сейчас активно изучаются, а о ее судьбе снят сериал «Джентльмен Джек», съемки которого проходили в ее поместье Шибден-Холл.
В 1933 году Листеры продали усадьбу государству, там открылся парк, а позже и музей, работающий поныне.
Мы рассказали вам о двух наиболее вероятных прототипах Мызы Скворцов – аристократической усадьбы, описанной Эмили Бронте в романе «Грозовой перевал». В отличие от большинства мест, ставших прототипами Перевала, упомянутые здесь поместья сохранились по сей день и доступны к посещению. И помимо литературных аллюзий у них есть собственная интересная история, которой вам, надеемся, было приятно узнать.