Сюжет одного из самых любимых современными британцами романов – «Грозового перевала» Эмили Бронте - строится на противопоставлении двух миров: холодного и дикого «Грозового перевала» и тихой и вполне аристократичной Мызы Скворцов. Населяющие эти поместья люди удивительно на них похожи: своенравные и необузданные дети Эрншо и спокойные, живущие в соответствии с приличиями Линтоны. Описания родовых поместий героев словно специально задуманы, чтобы показать разность между ними, подчеркнуть, к насколько разным мирам они относятся. Пейзажи и интерьеры играют огромную роль в создании атмосферы «Грозового перевала» и сегодня мы расскажем, существовали ли такие места на самом деле, что за люди их населяли и возможно ли, что Эмили Бронте списала Перевал и Мызу Скворцов с каких-то из хорошо знакомых ей мест.
Материал состоит из двух частей. В этой мы рассмотрим возможные прототипы «Грозового перевала» - места холодного и мрачного, но критически важного для развития сюжета романа. А во второй части попробуем отыскать места, вдохновившие Бронте на создание Мызы Скворцов – аристократического поместья, тихого и полного уюта. Не забудьте подписаться, чтобы не пропустить, а мы начинаем рассказ…
Как дом описан в романе?
Грозовой перевал описывается в романе как фермерский дом, построенный в 16 веке (цифра 1500 выгравирована на входе), одно из самых больших и величественных зданий в округе, уступающее лишь Мызе Скворцов. Он находится на вершине холма, с северной его стороны, со всех сторон окружен скалами или болотами. В английском языке и само место, и роман называются Wuthering Heights – то есть дикие, незащищённые, подверженные штормам и грозам высоты. До ближайшего поместья – мызы Скворцов – четыре мили (6,5 километров), а до крупной деревни Гиммертон, где есть врач и пастор, необходимо спускаться по крутой и извилистой дороге.
Это двухэтажный каменный дом с чердаками, рядом находятся небольшой сад, сарай и конюшни. Снаружи около дома растет ель, достаточно близко, чтобы ее ветки касались решетчатого окна и при сильном ветре создавали шум, испугавший мистера Локвуда в его первый приезд. Так как здание довольно большое и каменное, его очень трудно протопить, а в целях экономии хозяева обычно поддерживают тепло лишь в гостиной, именуемой также «домом». Именно здесь происходят наиболее важные события романа. Любопытно, что в отличие от других фермерских домов, где гостиная и кухня являются единым пространством, в «Грозовом перевале» кухня отделена, а стена между этими помещениями подчеркивает разделение живущих там на прислугу и хозяев дома.
Возможные прототипы
Топ Уитенс
Одним из наиболее ярких и общепризнанных прототипов «Грозового перевала» считается ферма Топ-Уитенс (Top Withens), расположенная недалеко от Хэворта в Западном Йоркшире. Сейчас здание разрушено, но даже в состоянии руин оно привлекает множество туристов. Настолько много, что около разрушенной фермы сейчас можно даже увидеть табличку следующего содержания:
«Этот фермерский дом ассоциирован с «Грозовым перевалом», домом Эрншо в романе Эмили Бронте. И хотя здание, даже будучи целым, не имело никакого сходства с домом, который она описала, местность, возможно, была у нее в голове, когда она писала о вересковой пустоши Перевала.»
Прототипом «Грозового перевала» Топ Уитенс считается со слов Эллен Насси, близкой подруги Шарлотты Бронте. Когда в 1872-ом году готовилось иллюстрированное издание романа, именно она посоветовала художнику присмотреться к этому дому. И хотя ни в одном из произведений или воспоминаний Эмили Бронте нет прямого указания на это, вполне вероятно, что она, живя неподалеку, посещала Топ Уитенс во время своих прогулок и точно знала о его существовании.
Изначально ферма, называвшаяся «Вершина Уитенс», была построена во второй половине 16 века семьей Джорджа Бентли. Во времена Бронте здесь жили Джонас Сандерленд и его жена Энн Крэбтри. Их потомки прожили здесь до начала 20-ого века. Так, 18 мая 1893-го года в дом на Топ Уитенс попала молния. Местная газета писала, что были повреждены стены и окна, сорвана крыша, а оставленный на кухне нож расплавился от температуры. Несмотря на то, что эта история стала локальной сенсацией, она лишь подтверждает, что грозы на Топ Уитенс не были редкостью.
Последним владельцем фермы был Эрнест Родди в 1926 году. В настоящее время ферма полностью разрушена, но является важной достопримечательностью и входит в неформальные «маршруты Бронте», проложенные по местам, связанным с их жизнями или произведениями.
Хай Сандерленд Холл
Согласно другой версии, прототипом «Грозового перевала» мог стать полностью разрушенный сейчас Хай Сандерленд Холл (High Sunderland Hall), расположенный недалеко от Галифакса. Эмили Бронте могла видеть его во время непродолжительной работы учительницей в Лоу-Хилл.
В отличие от Топ Уитенс, Хай Сандерленд Холл имеет архитектурные черты, схожие с описанными в романе. Например, живописное крыльцо с резьбой по камню и гротескными фигурами грифонов. Однако для фермерского дома он слишком велик.
Считается, что Хай Сандерленд Холл был построен еще в 13 веке, правда, тогда он был деревянным. Название местности (и фамилия проживавшей здесь семьи) Сандерленд может происходить от слова «aunderland», что означает «земля на краю» или «отдаленная местность».
Во времена Эмили Бронте это был уже богатый каменный особняк со своей долгой историей и с окружавшими эту местность слухами и легендами. Так, считалось, что один из владельцев Хай Сандерленд Холла, заподозрив свою жену в измене, в приступе ярости отрубил ей руку. С тех пор те, кто оставался на ночь в одной из комнат, просыпались ночью от звука шагов и открывающейся двери, а некоторые особо смелые замечали призрак руки, стучащей по стеклу. Возможно, это поверье вдохновило Эмили Бронте на эпизод с призрачной рукой Кэти Эрншо.
Потомки семьи Сандерленд жили в этом здании до конца 19-ого века, когда последняя из наследниц не скончалась в клинике для душевнобольных. После этого поместье разрушалось и приходило в упадок, так что в 1951-ом году руины решено было полностью разобрать. Хай Сандерленд Холл, известный с 13 века и, возможно, ставший прототипом в романе Эмили Бронте «Грозовой перевал» в настоящее время полностью утрачен.
Понден-Холл
Однако наиболее вероятным с архитектурной точки зрения прототипом «Грозового перевала» был Понден-Холл. Он был построен семьей Хитон, проживавших здесь с 1500-ых годов. В 1634-ом дом был перестроен в каменный, а в 1801 дом отреставрировали и модернизировали, о чем сохранилась табличка над главным входом. Любопытно, что та же черта – гравировка с годом постройки есть и у «Грозового перевала», а 1801-ый год – это первая дата, которую мы видим в романе.
Семья Хитонов разбогатела на мельнице и торговле тканями, что позволило им перестроить дом и содержать самую большую библиотеку в округе. Известно, что дети Бронте часто посещали ее и были дружны с детьми Хитонов. Есть даже легенда, что младший сын Хитонов, Роберт, был влюблен в Эмили Бронте и посадил в честь нее саженец груши. Но чувства остались невзаимны, а остатки засохшего дерева все еще можно видеть рядом с Понден-Холлом.
Понден Холл также часто считают прототипом Мызы Скворцов – места столь же важного для действия романа, сколь и непохожего на «Грозовой перевал». Если Перевал – это небольшой фермерский дом, расположенный высоко на холме, то Мыза – это аристократическая усадьба с тихой размеренной жизнью и аккуратными интерьерами. Понден Холл похож на Мызу тем, что находится в низине, недалеко от болот и пустошей, а также схож с ней своими размерами, недостаточно, впрочем, большими для традиционной аристократической усадьбы. Однако для Эмили Бронте Понден-Холл вполне мог быть «большим домом».
К середине 19-ого века из-за роста импорта более дешевых тканей из Индии бизнес семьи Хитонов начал приходить в упадок. Один из братьев, имевший жену и детей, потерял их во время эпидемии холеры, другие же родственники были холосты и бездетны. Последний из Хитонов умер в 1898 году, дом стал приходить в упадок, а мебель и богатую библиотеку продали с аукциона.
Но в отличие от других имений, о которых мы рассказали в этой статье, история Понден-Холла не кончилась столь плачевно. Спустя почти 100 лет со времени смерти последнего Хитона нашлись энтузиасты, решившие возродить усадьбу. Они выкупили местность, провели реставрационные работы, стараясь максимально сохранить перекрытия, полы, потолки, камины и окна, и открыли здесь гостиницу на десять номеров.
Итак, мы рассмотрели 3 возможных прототипа Грозового перевала. Один (Топ Уитенс) идеально похож своим местоположением, второй – окружавшей его романтической легендой, третий – архитектурными особенностями. Один из исследователей творчества Эмили Бронте писал, что «интерьер <Грозового перевала> был предложен Понден-холлом, а внешний вид - Хай-Сандерлендом, Ло-Хилл, недалеко от Галифакса. Так, по крайней мере, думают те, кто лучше всего знаком с топографией предмета». Все три представленных места были знакомы Эмили Бронте: одни она посещала лично, другие могла видеть во время прогулок или знакомиться с ними из рассказов знакомых и соседей.
Так или иначе, напомним, что крайне редко у какого-то литературного места или персонажа есть один универсальный прототип. Обычно их несколько и каждый из вариантов похож чем-то одним, но отличен другим, а вместе в уникальном смешении с добавлением авторской фантазии они становятся тем самым местом и тем самым героем со страниц книги. Возможно, так произошло и с «Грозовым перевалом».
Каждый из описанных здесь прототипов имеет какую-то черту, особенность, которая делает его частью романа, частью жизни его создательницы, но о том, какой именно из домов наиболее похож на Перевал – решать вам.