«Грозовой перевал» - один из важнейших романов британской литературы. Эта история о любви и ненависти по сей день находит своих читателей и даже фанатов и причиной этому – ее яркие персонажи, чьи сложные характеры и неоднозначные поступки до сих пор являются темой для обсуждений. Но были ли у этих персонажей прототипы? Могла ли история Грозового перевала произойти в жизни? Сегодня мы рассмотрим 3 реальные истории, которые могли послужить вдохновением для Эмили Бронте при написании ее легендарного романа.
История первая. Бренуэлл Бронте – прототип Хиндли Эрншо
В семье Бронте было 6 детей: пять девочек (две старшие умерли в детстве от болезни, а остальные стали писательницами) и единственный сын, получивший имя по фамилии матери – Бренуэлл. Он имел хорошее домашнее образование и был очень талантлив в искусстве (именно по портрету кисти Бренуэлла мы можем судить о том, как выглядел он сам и его сестры, других прижизненных портретов не сохранилось). Но, несмотря на талант, Бренуэллу было трудно найти устраивающую его работу.
Он пробовал отправлять свои стихотворения и рассказы в журналы, но письма оставались без ответа. Тогда он устроился служащим на железнодорожную станцию, но был обвинен в растрате и уволен. Возможно, именно тогда он начал злоупотреблять алкоголем, а позже и опиумом. Он устроился учителем в доме Робинсонов, где уже к тому времени работала гувернанткой одна из его сестер. У Бренуэлла случился роман с женой хозяина, продлившийся несколько месяцев, но, когда все стало явным, его уволили.
Алкоголизм и зависимость Бренуэлла усилились, когда он вернулся домой. Нередкие припадки брата и ссоры с ним стали повседневностью для Эмили Бронте как раз в то время, когда она писала роман. Так что можно полагать, что история Бренуэлла – человека, которому прочили блестящее будущее, но который не смог найти себя и кончил жизнь опустившимся зависимым человеком – стала прототипом для истории Хинлди Эрншо.
История вторая. Торговец шерстью, приютивший неблагодарного сироту
Недалеко от школы в Лоу-Хилл, где преподавала Эмили Бронте, находилось поместье Уолтерклафт-Холл. С 17-ого века оно принадлежала семье Уокер. К 1720-ым годам в поместье жили: Джон Уокер, его жена и четверо детей: два брата с женами и две незамужние сестры. Уокер был фермером, обрабатывал землю, а также весьма успешно торговал шерстью. Однажды он привел в дом своего племянника Джека Шарпа и стал учить его управлять торговлей да так успешно, что к 1771-ому году, когда Уокер умер, Джек Шарп мог полностью управлять не только бизнесом, но и поместьем. Семье Уокер пришлось потрудиться, чтобы выгнать его из родового гнезда. Но прежде чем покинуть Уолтерклафт Шарп уничтожил большую часть реликвий и мебели, а посуду и другую кухонную утварь забрал с собой, оставив после своего ухода практически голые стены. Жить в поврежденном доме было нельзя, так что наследники мистера Уокера построили новый дом выше по холму, чтобы каждый день смотреть на своего обидчика сверху вниз.
Но на этом месть Шарпа не закончилась. Он все еще управлял шерстяным бизнесом своего благодетеля и взял на воспитание сына одной из дочерей мистера Уокера. Однако вместо того, чтобы учить его, он лишь поощрял пристрастие того к выпивке и азартным играм. В этой истории отдаленно можно угадать историю Хитклиффа, такого же сироты, выброшенного из дома сразу после смерти хозяина и начавшего мстить.
История третья. Удивительная жизнь деда Эмили Бронте как готовый сюжет романа
Отец сестер Бронте – Патрик Бронте – был по происхождению ирландцем и изначально имел фамилию Бранти. Он был старшим в семье из десяти детей, где отцом был англиканец Хью Бранти («фермер, строитель заборов и дорог»), а матерью ирландская католичка Элинор Алиса МакКлори. Семья была большая и очень бедная, где, по описанию биографов, обычной едой была каша, картофель, масло и хлеб, что привело к проблемам с пищеварением, преследовавшим Патрика всю жизнь. Но главным героем этой истории будет его отец – Хью Бранти.
Дед Хью был довольно успешным торговцем скотом. Он пересекал море с товаром и продавал его в Ливерпуле, но на одном из обратных рейсов в трюме нашли странного ребенка. Это был маленький мальчик, грязный, смуглый и почти голый. На судне не было врача, а в приморской деревне – приюта для подкидышей, так что семье Бранти пришлось взять ребенка себе. За странный говор и цвет кожи его прозвали Валлийцем (Уэлш). Он рос угрюмым и хитрым, зато очень помогал мистеру Бранти, подслушивая деловые разговоры его конкурентов на ярмарках. По этой же причине Бранти стал брать Уэлша с собой в плавания, что очень раздражало родных детей торговца. Со временем Уэлш стал очень успешен в бизнесе своего благодетеля и, когда тот неожиданно умер на обратном пути в Ирландии после совершения крупной сделки, не стал отдавать семье вырученные деньги, так как считал, что это – справедливая плата за его труд.
Дети Бранти были хорошо образованы, но совершенно не разбирались ни в том, как управлять фермой, ни в бизнесе отца и не могли себя обеспечить. Тогда Уэлш предложил им встречу, на которой обещал озвучить условия, на которых он готов помогать семейству. На встречу бывший подкидыш пришел настоящим джентльменом, одетым в черное пальто и в тонкой красивой рубахе. Уэлш объявил, что готов продолжать заниматься торговлей и обеспечивать нужды семьи Бранти, если младшая сестра Мэри выйдет за него замуж. Предложение было с негодованием отвергнуто. Тогда Уэлш встал и, уходя, крикнул: «Мэри будет моей женой, а остальных я развею, как солому, из этого дома, который станет моим домом!»
Шло время. Сыновья Бранти смогли через знакомства найти хорошие должности в Англии и отсылали достаточно денег матери и сестрам. Уэлш же не вернулся к торговле скотом, вместо этого он стал агентом у своего землевладельца, ответственным за сбор арендной платы, в том числе и с Бранти. Но они продолжали стабильно платить даже когда арендная плата поднималась. Не зная, как еще унизить отказавшее ему семейство Бранти, Уэлш нанял женщину, которая устроилась работать на ферму и исподволь, разговорами и намеками, убедила Мэри, что ее семье грозит выселение и только благодаря доброте и щедрости Уэлша хозяин их еще терпит. Она уговорила Мэри прийти на встречу с Уэлшем, чтобы поблагодарить его. Встреча проходила поздно вечером и всю ночь Мэри не могла вернуться домой. Судьба ее была решена. Брак с Уэлшем был предпочтительней скандала. Так он получил желаемое, но это еще не конец истории.
Владелец земли, на которой жили Бранти и другие арендаторы, продолжал поднимать плату, что привело в итоге к бунту, в результате которого землевладельца убили, а дом Уэлша, как главного собирателя налогов, подожгли. У Уэлша и Мэри не было детей и тогда они предложили взять на воспитание за плату одного из племянников Мэри. Им оказался Хью Бранти.
Мальчику было 5 или 6 лет, когда его посадили в карету и более четырех дней везли в неизвестном направлении, не делая остановок, чтобы он не смог отследить маршрут. Условием его воспитания было то, что отец никогда не будет писать сыну или навещать его, а сам Хью не будет даже знать, где живут его родители. Уэлш обращался с Хью жестоко, не учил, а содержал заместо слуги. Его помощником был высокий, худощавый, довольно примитивный и лицемерный крестьянин (похожий на Джозефа в «Грозовом перевале»), который постоянно поминал Пресвятую Богородицу, а лучшим другом – пес Кипер. Тетя Мэри хотела, но боялась заступиться за племянника и лишь однажды решилась рассказать ему о злодеяниях Уэлша.
Возможно, она же и помогла ему бежать. Семейная легенда гласит, что, когда Хью было 15, он сбежал из поместья, голышом переплыл реку и был радостно встречен соседом, который так же ненавидел Уэлша, и помог ребенку костюмом и деньгами на первое время.
Хью поселился на севере Ирландии, где стал смотрителем на производстве извести. Его коллегой был рыжеволосый юноша по имени МакКлори, который пригласил Хью к себе на Рождество. Там Хью Бранти встретил его сестру Алису, в которую тут же влюбился. Но семья была против этого брака – негоже верующей католичке выходить за англиканца, раскольника. Тем более что уже был почти заключен союз с фермером-католиком. Все было готово к церемонии, когда выяснилось, что невеста пропала. Вскоре стало известно, что ее видели скачущей галопом в сторону Банбриджа с высоким джентльменом; позже мальчик-посыльный сказал, что она только что вышла замуж за Хью Бранти в протестантской церкви Магералли. Это было в 1776 году.
В этом браке родится 10 детей, одним из которых будет Патрик Бранти, который станет священником, сменит фамилию на Бронте и переберется в Британию. Вполне возможно, что эту удивительную и очень романтичную историю, произошедшую с его отцом, Патрик Бронте будет рассказывать своим дочерям, одна из которых использует этот сюжет в своем знаменитом романе…
Мы рассказали вам три из возможных историй, которые могли послужить прототипом или вдохновением для Эмили Бронте при написании «Грозового перевала». Какие-то из них кажутся более вероятными, какие-то более фантастичными, так, что не веришь, что это происходило на самом деле. Но эти истории реальны и, как видим, некоторые из них не так уж далеки от событий, описанных в романе. Быть может поэтому он так притягивает нас, похожий одновременно и на жестокую сказку, и на правдивую быль?..