Найти тему
ONCOLOGY.ru | ОНКОЛОГИЯ.ру

Каюсь, что согласился на удаление простаты

Большинство узнавших о наличии раковой опухоли готовы как можно скорее расстаться с карциномой и согласны на любую операцию. На осознанный выбор из нескольких методов лечения идут немногие, предпочитая опереться на совет врача. С тем, что случилось жить не врачу, как бы не пожалеть о выборе…

При локализованной карциноме простаты выбор методов лечения широк – наблюдение тщательное и активное, лучевая терапия в разных вариациях и «удаление предстательной железы с её капсулой, семенными пузырьками и участком мочеиспускательного канала» – радикальная простатэктомия (РПЭ) с одним из трёх доступов к поражённому органу по выбору. РПЭ с помощью робота – мечта и хирурга, и пациента, но, как сообщают клинические рекомендации Минздрава, «после анализа результатов наблюдения в течение 24 месяцев за пациентами с РПЖ после хирургического лечения не выявлено каких-либо существенных различий в функциональных результатах в зависимости от хирургического доступа (позадилонный, лапароскопический или роботассистированный)».

Специалисты Медицинского факультета Мюнхенского технического университета изучили отдалённую – в среднем через 16,5 лет удовлетворённость 3 408 пациентов среднего возраста 78,8 лет, перенёсших хирургическое лечение локализованной карциномы предстательной железы. Главный вопрос исследования – согласился бы мужчина на радикальную простатэктомию сегодня или выбрал бы себе другое лечение. Исследователи принципиально не спрашивали о сексуальных и последствиях со стороны мочевыделительной системы.

Из всех опрошенных сожалеют о выборе радикальной простатэктомии 10,9% участников, то есть каждый девятый. Пациентов дополнительно стратифицировали по способу выбора лечения: самостоятельно – группа активного выбора, по совету врача – группа пассивного выбора и группа совместного с врачом выбора РПЭ. Большинство в 61,9% пациентов приняли совместное решение, 27,0% – самостоятельно и 11,1% – «пошли на поводу» чужой рекомендации.

Из самостоятельно принимавших решение о радикальной операции из всех предложенных вариантов пожалели о выборе 11,7% или примерно каждый восьмой. Из когорты пациентов, доверившихся совету врача, сожалело уже 15,2% мужчин, то есть каждый седьмой. В группе совместного с врачом принятия решения об операции в противовес наблюдению и облучению, сожалели 9,7% или почти каждый десятый мужчина. Таким образом, принятие решения о методе терапии совместно с врачом на 40% снижало вероятность последующих сожалений о сделанном выборе.

Неудовлетворённости прошедшим лечением сопутствовали:

  • депрессия – в 2,3 раза чаще, чем у ни о чём не жалевших;
  • тревожное расстройство – почти в 2 раза чаще у сожалеющих;
  • снижение качества жизни – в 1,7 раз больше;
  • биохимический рецидив рака с повышением ПСА без явных признаков опухоли – в 1,3 раз;
  • развившиеся метастазы карциномы – в 1,4 раза чаще у сожалеющих о РПЭ.

Авторы исследования предлагают для нивелирования сожалений в долгосрочной перспективе тревожному и депрессивному пациенту совместное обсуждение с врачом предстоящего лечения дополнять психологической поддержкой. Всё-таки не от хорошей жизни возникают опасные сожаления о прошлом, которого не изменить.

Первоисточник: https://oncology.ru/specialist/library/reviews/2023/10/30/

Делитесь своими мыслями в комментариях к посту!