Был ли предателем Герой Советского Союза панфиловец Иван Добробабин, лишенный всех наград? Вот на какой вопрос попытаемся найти ответ сегодня - в День Героев Отечества.
16 ноября 1941 года при обороне Москвы от фашистских захватчиков в бою у разъезда Дубосеково 28 бойцов из дивизии генерала Панфилова уничтожили 18 немецких танков и остановили наступление врага.
Уже через несколько дней в «Красной звезде» была напечатана передовая статья литературного секретаря А.Ю. Кривицкого. В ней указывалось, что герои «сложили свои головы – все 28. Погибли, но не пропустили врага…» Позже всем было присвоено звание Героя Советского Союза. В последствии оказалось, что 7 защитников Москвы остались живы.
Не буду сейчас останавливаться на полемике «А был ли подвиг и сколько было панфиловцев на самом деле?» Лично я за то, что таких героев следовало бы придумать, даже если их не было. Но они – 28 или 280 – были и сыграли исключительную мобилизующую роль в Великой Отечественной.
Хочу рассказать только об одном из оказавшихся в той «мясорубке» - Иване Добробабине. Трудной и драматичной и во многом загадочной судьбе человека, который более 40 лет прожил, можно сказать, по соседству со мной – в городе Цимлянске Ростовской области, а умер только в 1996-м.
Личность неоднозначная, судя по фактам, о которых – ниже. Но ведь именно из них, таких разных людей (как жизнь – из мелочей) складывалась общность «советский народ» (а сейчас из нас – российский). А герои, выходит, бывают всякие, в том числе – и несвятые.
Украина – Киргизия
Сначала коротко о том, как украинец Иван Добробаба (родился в селе Перекоп Харьковской губернии в 1913-м) оказался в Киргизии, где в июле 1941-го была сформирована 316-я стрелковая дивизия, впоследствии – 8-я гвардейская Панфиловская.
А вот не известно, как и почему. Была какая-то причина уехать за тысячи вёрст от родного дома, где окончил четырёхлетку, а в 1928 году попал на строительство Харьковского тракторного и «не выпадал из обоймы», где - по данным из Википедии - вступил в комсомол, окончил школу ФЗУ.
И вдруг в 1934-м переезжает в Киргизию уже с новой фамилией – Добробабин. Ничего плохого не хочу сказать: возможно писарь ошибся или сознательно облагородил фамилию (с 1932 года в СССР уже начали выдавать паспорта).
По словам самого Добробабина, сохранившихся в телепередачах, в 1937-1939 годах он служил в РККА, участвовал в боях на Халхин-Голе, был контужен. А вот по данным официальных наградных листов, на Халхин-Голе не воевал. В РККА, как и многие другие панфиловцы, с июля 1941-го и ранее в боях не участвовал, а жил в Киргизии, работал фотографом, фотокорреспондентом газеты «Советская Киргизия» на строительстве Большого Чуйского канала.
В армию призван из посёлка Кант. Был направлен в 316-ю стрелковую дивизию в составе которой с сентября 1941-го и принимал участие в боях в звании сержанта и в должности командира отделения 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка.
По некоторым данным, исполнял обязанности заместителя командира взвода, что не подтверждается документально.
Подвиг и позор Добробабина
16 ноября 1941 года участвовал в бою под разъездом Дубосеково. По собственному утверждению конца 1980-х годов, фактически командовал 4-й ротой, на участок которой пришёлся основной удар немцев. Некоторые источники пишут, что документальных подтверждений этому нет. Однако, указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм сержанту Добробабину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Как считает историк Лайла Ахметова, в битве под Москвой «начиная с 15 по 17 ноября [1941 г.] это были дни массового подвига. Прославились и саперы, и взвод Джуры Ширматова, и конечно 28 героев-панфиловцев. Накануне Джура был ранен. 16 ноября 1941 года командование принял старший сержант Гавриил Митин. Когда он был убит, руководить боем стал сержант Иван Добробабин. Он был тяжело ранен, контужен, потерял сознание. К обеду к месту сражения прибыл политрук Василий Клочков. Увидев несколько оставшихся в живых израненных солдат, он принял решение остаться с ними до конца».
Руководитель поискового отряда «Миус-фронт» Андрей кудряков, который якобы встречался с Добробабиным ещё при жизни, приводит рассказ фронтовика:
«Я, вроде, заново родился тогда у разъезда. Меня завалило взрывом. Сверху лежали шпалы, комья земли и мой второй номер. Боец, который держал ленту, лежал на мне, с расколотым большим осколком лицом. Я еле выбрался. Тело затекло и не слушалось. Было такое ощущение, что лежал на дне окопа три дня, не меньше. Весь в крови, своей и чужой, в мозгах, с гудящей головой, глухой от контузии добрался до домика, что стоял неподалеку. Хозяева помогли мне, умыли, накормили. Там, в тепле я понял, что каким- то чудом выжил…»
Пробираясь к своим Добробабин напоролся на немецкий патруль, попал в плен. По данным прокуратуры, основанным на опросе местных жителей, ранен или контужен не был. По собственным словам, в начале 1942 года бежал из поезда при эвакуации лагеря для военнопленных в Можайске и добрался до родного села Перекоп, оккупированного немцами.
Рассказы о побеге и пребывании в партизанском отряде, записанные в разное время, содержат многочисленные противоречия. «Тому, что он служил полицаем в интересах партизан, следователь не поверил, к тому же партизанский отряд был разгромлен карателями...», - напишет «Красная звезда» уже в 2015 году.
В июне 1942-го был записан старостой села во вспомогательную полицию, по собственному утверждению, под угрозой отправки в Германию, по данным прокуратуры – добровольно. Занимал должности: полицейского на станции Ковяги, затем – начальника караульной смены в селе Перекоп.
При освобождении 25 февраля 1943 года села Красной Армией находился в селе и был арестован советскими контрразведчиками, но вскоре освободился, так как немцы 8 марта вновь заняли село.
Продолжал службу в полиции, работая заместителем начальника, с июня – начальником кустовой полиции села Перекоп. За время службы в полиции участвовал в патрулировании, охране складов и железной дороги, в отправках советских граждан на принудительные работы в Германию, в аресте беглого военнопленного красноармейца Семёнова.
В то же время известны случаи, когда он предупреждал своих близких и знакомых о предстоящих отправках в Германию.
В августе 1943 года при получении приказа об эвакуации полиции в связи с отступлением немцев бросил службу в полиции и, опасаясь расправы передовыми частями Красной Армии, бежал к родственникам в село Тарасовка Одесской области, скрывая факт службы в полиции.
В марте 1944 года был вновь призван полевым военкоматом в действующую армию РККА. Командуя отделением стрелковой роты, участвовал в Ясско-Кишиневской операции, взятии Будапешта и Вены.
Войну окончил в Инсбруке в звании сержанта. В августе 1944 года, случайно узнав из письма брата о присвоении ему посмертно звания Героя Советского Союза, подал в политуправление дивизии рапорт о выдаче причитавшихся ему наград.
Жизнь после войны
После демобилизации вернулся в рабочий посёлок Кант в Киргизии как герой, однако в конце 1947 года был арестован по обвинению в измене Родине и этапирован в Харьков для завершения расследования по месту совершения преступления.
Тут следует упомянуть, что именно в связи с делом Добробабина было проведено расследование и всего вопроса о подвиге 28 панфиловцев. По его итогам версия боя у разъезда Дубосеково, лёгшая в основу указа о награждении и основанная на статье «О 28 павших героях», была признана результатом литературного вымысла.
А Ивана Ефставьевича в 1948-м осудили на 15 лет с поражением в правах сроком на пять лет, конфискацией имущества и принадлежащих ему медалей «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За взятие Вены» и «За взятие Будапешта». Он также был лишён звания Героя Советского Союза и золотой звезды.
В 1955-м случилась амнистия к 10-летию Победы, и приговор герою-панфиловцу снизили до 7 лет лишения свободы. А после отбытия наказания он переехал в Цимлянск к брату Даниилу, устроился на работу и даже заведовал фотоателье. За все эти годы бывший фронтовик и полицай не имел ни одного взыскания!
Через 30 лет он подаст ходатайство о своей реабилитации, указывая, что хотя и служил в немецкой полиции, но не совершил на этом посту никаких преступных деяний. Однако после проверки Генпрокуратуры в реабилитации было отказано.
Интересно, что в 1993-м Верховный суд Украины, прекрати уголовное дело в отношении Добробабина за отсутствием в его действиях состава преступления.
29 сентября 1996 года, за несколько месяцев до смерти (19 ноября) Добробабин направил заявление в Главную военную прокуратуру РФ с очередной просьбой о реабилитации.
Вердикт был таким: вина Добробабина И.Е. в измене Родине подтверждается собранными по делу доказательствами и в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года он реабилитации не подлежит.
Украинские правовые акты в отношении Добробабина И.Е. в России силы не имеют, а сам проситель не имеет прав на восстановление наград.
В Цимлянске, на аллее героев, Ивану Добробабину в 2006 году установлен памятник, как Герою Советского Союза. Местный краевед Николай Лукьянов прошел пять судов, требуя снести памятник предателю, но проиграл.
#память #великаяотечественнаявойна #ссср #героипанфиловцы #ивандобробабин #героисоветскогосоюза #предатели #история