Несмотря на внешнюю хаотичность цыганского табора, на самом деле внутри него существует четкая иерархия, что может удивить наблюдателей. Каждый табор построен на основе кастовой системы, аналогичной той, которая присутствует в Индии. Примером классической кастовой структуры табора являются цыгане-лудильщики, которые называют себя кэлдэрарами.
Существует два способа формирования табора. Первый способ заключается в объединении нескольких семей из соображений безопасности. У кэлдэрар такое объединение называется «кумпанией». Хотя каждая семья имеет возможность выйти из табора по своему желанию (что происходит редко), они все же предпочитают оставаться в нем. Цыгане-кочевники живут в палатках, а в одной кумпании может быть от 10 до 25 палаток. В наше время бродячая кумпания превратилась в общину, которая оседла и проживает в определенном районе.
Также табор мог образоваться по принципу товарищества, во главу угла которого было положено какое-то общее занятие, профессия. Это объединение называлось «вортэчией» (у русских цыган — «амалом»). В таборе мужчины жили отдельно от женщин, доходы делились на всех поровну, включая древних стариков. Меньше выделяли только холостякам, поскольку им не нужно было кормить детей.
.
Все семьи цыган-кочевников многодетные и зачастую сложные, то есть включают несколько поколений родственников. Во главе табора всегда стоит вожак, самый мудрый, опытный и «заслуженный» цыган. Обязательно женатый. Помимо него в семью могут входить его престарелые родители (если еще живы), дети, зятья и невестки, их дети и т.д. Все, как один, обязаны подчиняться вожаку. Его слово — закон для всех членов семьи в частности и табора в целом. Вожаку не перечат даже его родители.
Метод управления цыганским табором — резко авторитарный. Мнение вожака не обсуждается. Он априори является выразителем древней цыганской мудрости и неписанных законов, которые все обязаны свято чтить. В исторических хрониках вожака табора обычно рисуют эдаким деспотом, который может послать любого члена табора на преступление, и тот не посмеет ослушаться. Это справедливо лишь отчасти.
.
Обычно вожаком становится авторитетный человек, который заслужил это право и доказал всем членам табора, что способен защитить их интересы в любой ситуации. Вожака беспрекословно слушались все, но он обязан был являться выразителем мудрости и придерживаться цыганских законов. Если же он был несправедлив, мог остаться вообще без табора (но это случалось крайне редко).
Цыгане вожака нередко называют «баро» (не «барон»!), что в переводе обозначает «главный», «большой». Никаких цыганских баронов на самом деле не существует. Этот миф придумали не сведущие в цыганских обычаях европейцы. Сами же ромалэ просто поддерживают его, не считая нужным спорить с окружающими. У этого народа принято говорить то, что посторонние хотят услышать.
Вожак решает все споры, подтверждает браки, назначает наказание провинившимся и пр. Самым суровым наказанием раньше считалось изгнание из табора. Оно могло привести наказанного к скитаниям и лишениям, поскольку в другом обществе цыгане-одиночки практически не могли прижиться и обычно оказывались за решеткой.
.
После вожака по важности идут другие мужчины-главы семейств и старейшины. Затем — старшие женщины, на которых ложится основная забота о заработке и пропитании. Мнение дам в таборе почти никогда не спрашивают, а они сами, зная устав, на нем и не настаивают. Самыми бесправными, практически лишенными права голоса являются молодые холостяки, незамужние девушки и дети.
Все спорные моменты решает цыганский суд. В какой бы стране табор ни жил, на государственное судопроизводство он никогда не полагает надежд. Даже при столкновении с официальной властью вожак всегда отстаивает право решить проблему внутри табора при помощи цыганского суда, полагая, что чужаки просто не способны понять устройство жизни и законы цыганского общества.
The post Цыганский барон: чем на самом деле он занимается appeared first on Русская семерка.