Найти тему
Компас экономики

Регулируем топливный рынок, чтобы и волки были сыты, и овцы целы

Головоломка с ценовыми "горками" на внутреннем рынке моторного топлива и противодействием "серому" экспорту продолжает волновать умы во властных структурах и экспертной среде. Полный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива продлился с 21 сентября по 6 октября, когда правительство ввело дополнительные меры для стабилизации внутреннего топливного рынка. Сентябрьский запрет сыграл свою роль в коррекции оптовых цен и настала пора для смягчения правил, хотя бы потому что Россия производит дизтоплива в два раза больше потребностей внутреннего рынка. Вполне возможно, что донастройка рыночных механизмов продолжится, чтобы и производители топлива не были в убытке, и конечные потребители не разорились. Образно говоря, чтобы и волки были сыты, и овцы целы.

Среди октябрьских новаций — снятие ограничений на экспорт трубопроводного дизтоптива при условии поставок на внутренний рынок не менее половины. Повышены требования к нефтяникам по долям продажи дизеля и бензина 5-го класса на биржевых торгах. С 1 октября восстанавливается топливный демпфер и будет увеличен размер компенсации нефтеперерабатывающим заводам. Что важно — по "серому" экспорту решили ударить заградительной пошлиной в размере 50 тысяч рублей за тонну для поставщиков нефтепродуктов, которые не производят их сами, а закупают на рынке для перепродажи. Введённые ранее ограничения сопровождались также активизацией Федеральной антимонопольной службы, которая провела целый ряд проверок нефтяных компаний, АЗС и перекупщиков, вылившихся в заведение дел о незаконном повышении цен.

Как свидетельствуют данные Росстата, средние розничные цены на бензин за период с 3 по 9 октября снизились на 27 копеек — до 55,41 рубля за литр. Дизтопливо подешевело на 29 копеек — до 64,61 рубля за литр. Например, на наблюдаемых АЗС в Москве бензин марки АИ-92 можно было приобрести по цене от 48,69 до 54,95 рубля. За указанный период снижение цен на бензин было зафиксировано в 66 субъектах РФ. Тем не менее по сравнению с ценами конца декабря 2022 года стоимость бензина марки АИ-92 выросла на 8,6%, марки АИ-95 — на 8,8%, марки АИ-98 — на 10,8%, дизтоплива — на 10,6%, при том что индекс потребительских цен с начала года вырос на 4,91%.

В связи с тем, что запрет на экспорт топлива снят не полностью, внутренний рынок останется профицитным. По мнению некоторых аналитиков, в ближайшие недели оптовые цены на бензин и дизель имеют потенциал снижения еще на 10-15%, а розничные цены до конца года могут снизиться на 2-3%. Тогда есть шанс не допустить роста цен на АЗС по итогам года выше инфляции. Важная роль здесь отводится мерам по пресечению "серого" экспорта. Заградительная пошлина должна отсекать от внешних рынков ту часть игроков, которые являются лишь перепродавцами. Теперь для беспошлинного экспорта необходимо подтверждение собственного производства, наличия мощностей, объёмов переработки и т. д. Если экспортёр представит ложную информацию, ему может грозить уголовное преследование по статье о контрабанде.

Отдельные эксперты полагают, что одно лишь усиление борьбы с "серым" экспортом не принесёт нужного эффекта в долгосрочной перспективе. Кто-то предлагает повысить таможенную пошлину до разумного уровня для всех участников рынка, другие советуют лучше следить за возможностью транспортировки продуктов по железной дороге, ремонтами НПЗ, проактивно реагируя на возникающие сложности. Третьи говорят о дисбалансах между получателями и неполучателями демпфирующих выплат и предлагают регулировать рынок квотированием экспортных объёмов и в качестве буфера сформировать тактический резерв правительства. В долгосрочном плане необходимы более системные решения: повышение маржинальности переработки за счет льготного финансирования капитальных проектов, гарантии для промышленных потребителей нефтепродуктов (в первую очередь аграриев), создание общерыночной платформы по обороту нефтепродуктов и т. д.

Читайте по теме: Топливо по низким ценам — такова программа-максимум