Найти тему
Вести: Приморье

Профессия продавец: карьерные перспективы, о которых не все знают

Продавец — одна из наиболее востребованных на рынке профессий. Несмотря на окружающие ее стереотипы, она даже во времена турбулентности остается островком стабильности. Вход на этот «островок» достаточно легкий — специальность идеально подходит молодым специалистам без опыта и даже открывает перед ними карьерные возможности, порой неожиданные, - сообщает "Вести: Приморье" со ссылкой на Hh.ru.

«Профессию продавца, к сожалению, часто недооценивают. Считается, что в нее идут те, у кого нет карьерных стремлений. Это, конечно, незаслуженно. Хотя бы потому, что в голове нужно держать море разной информации — от качественных характеристик товара до основ торгового законодательства. В ряде случаев доход продавцов оказывается выше, чем у офисных работников, если брать усредненные данные. А при желании можно построить приличную карьеру», - Янина Ложкова, старший продавец.

Был купец, стал продавец: обязанности и нюансы
Если бы мы вдруг перешли на язык XIX века, то в обиход вернулось бы слово «купец». Именно так когда-то называли продавцов. Отсюда и присказка, которую до сих пор можно услышать во время сватовства или выкупа невесты: «У вас товар, у нас — купец». Сегодня в вакансиях продавцов часто называют более современно «менеджер по продажам». Но, как говорится, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Если брать профессию в целом, то главная обязанность продавцов осталась прежней — продажа товара или услуги потенциальному клиенту. Нюансы зависят от специальности. Например:

Продавец-кассир пробивает товар и принимает оплату, проводит инкассацию, информирует покупателей об актуальных торговых предложениях.

Продавец-консультант на время становится персональным помощником покупателя и помогает принять верное решение, например, при обновлении гардероба или покупке бытовой техники.

Торговый представитель работает с бизнес-клиентами (магазинами, салонами, предприятиями из сферы услуг) — ищет точки сбыта, предлагает и продает им товар своей компании, консультирует и решает сервисные вопросы.

В большинстве случаев продавцы выполняют обширный круг обязанностей, которые напрямую с продажами не связаны, однако влияют на них. К основному функционалу, как правило, добавляются: обеспечение порядка в зоне обслуживания, оформление витрин, выкладка товара, контроль качества и сроков его годности, оформление и сбор интернет-заказов, проведение переоценок и инвентаризаций, работа с ценниками, участие в разгрузке товара и, наконец, создание максимально комфортной атмосферы, которая заставляет покупателя совершать покупки.

Плюсы профессии

Стабильный доход.

Карьерные перспективы.

В сетевых магазинах — возможность найти работу рядом с домом.

Корпоративная скидка на продукцию.

Минусы профессии

Магазины работают без перерывов. Нужно понимать, сколько времени придется проводить на ногах.
Плавающие выходные. Но, опыт показывает, что всегда можно договорить об удобном графике или поменяться с кем-то при необходимости.
Низкие сезоны. Например, летом, когда многие отправляются в отпуска, выручка падает, что может отразиться на зарплате. Зато перед большими праздниками она увеличиваться в разы.

Не каждый работодатель бесплатно кормит или компенсирует затраты на обеды — нужно вносить это в список ежедневных трат, как и проезд туда-обратно.

Продавец — лицо материально ответственное. В случае недостачи придется отвечать согласно законодательству.

«Конечно же, не стоит сбрасывать со счетов и эмоциональную напряженность. К сожалению, среди покупателей хватает людей, которые могут нагрубить буквально на ровном месте. В спальных районах нередко приходится иметь дело с нетрезвыми клиентами, от которых можно в принципе ожидать чего угодно. Поэтому нужно уметь проявлять железную выдержку и владеть хотя бы элементарными психологическими приемами, чтобы сгладить назревающий конфликт», - Янина Ложкова, старший продавец

Легко — и точка: особенности входа в профессию

Продавать можно, что угодно: от книг до яхт. Проще всего устроиться в магазин формата «рядом с домом». Таких вакансий много на hh.ru. А еще объявление «Требуется продавец» часто можно встретить на входной группе продуктовых магазинов (как сетевых, так и одиночных) и маркетов всех масштабов. Сфера продаж замечательна тем, что большинство вакансий не подразумевают необходимость специального образования и опыта работы для молодых специалистов — акценты в них расставлены в формулировках типа «в первую очередь мы ищем энергичных и готовых к обучению людей». Ассортимент, стандарты обслуживания, устройство магазина — овладение этими знаниями происходит в процессе практики или стажировки. Более значимы для работодателя мягкие навыки соискателя: ответственность, пунктуальность, аккуратность, стрессоустойчивость, позитивный настрой, ориентированность на результат, работа в команде, знание элементарных азов психологии.

Для работы с продуктами понадобится медицинская книжка, однако во многих случаях ее оформлением занимается сам работодатель. В случае с элитными магазинами требования к скилам ужесточаются в разы. Нужно быть готовым увидеть в тексте вакансии следующие опции: успешный опыт в продажах в индустрии с премиальным уровнем сервиса, экспертиза в индустрии моды либо желание ее приобрести, образование не ниже среднего специального, презентабельный внешний вид, умение выстраивать долгосрочные отношения с клиентами, развитые навыки влияния и убеждения, знание норм этикета. Однако и доход в категории «люкс», как правило, выше.

«Умение расположить к себе людей тоже играет большую роль. Известно, что у многих продавцов-кассиров есть постоянные покупатели — они приходят в конкретную смену и встают к конкретному специалисту. Возможно, их привлекает его улыбчивость, приветливость, честность. Да что угодно! Но, как результат. увеличивается выручка сотрудника магазина, что может отражаться как на его доходе благодаря премиальным, так и на карьерных возможностях. Плюс это повышает лояльность к бренду со стороны клиентов, что в будущем может повлиять на масштабирование уже всей компании», - Янина Ложкова, старший продавец

Денежный вопрос: из чего складывается доход
В сфере продаж практикуется несколько форматов оплаты труда: фиксированный оклад или невысокий оклад плюс проценты с продаж (личных или магазина). Часто именно этот критерий является определяющим при выборе будущего места работы. Все зависит от того, хочет сам человек: стабильности или зарплат «на уровне». В магазинах многих продуктовых сетей продавцам-кассирам дают возможность подрабатывать, например, в виде выхода в дополнительную смену.

На уровень дохода влияют и другие факторы: регион, предметы торговли, расположение, статусность. Скажем, у продавцов эксклюзивного или премиального товара (автомобили, дизайнерская мебель) зарплата на порядок выше. В ряде вакансий на hh.ru она перешагивает отметку в 150 000 ₽.

Умный — в гору: карьерные перспективы продавца
Профессия продавца достаточно перспективная с точки зрения карьеры. Проще всего ее построить у сетевых ретейлеров федерального или регионального уровней. Гиганты постоянно расширяются и открывают новые точки. Рост сети подразумевает новые вакансии, карьерные возможности и, как результат, рост зарплаты. До каких высот можно подняться? Вот лишь несколько вариантов позиций с ключевыми обязанностями, каждая из которых подразумевает доход свыше 100 000 ₽.

Руководитель отдела продаж отвечает за увеличение прибыли, планирование и анализ продаж, поиск и внедрение новых каналов сбыта, организацию маркетинговых активностей, полевые визиты.

Директор магазина занимается развитием клиентского сервиса, мотивирует сотрудников на достижение результата, участвует в ценообразовании, контролирует кассовую дисциплину, отвечает за порядок в торговом зале, поддерживает высокий уровень обслуживания, занимается подбором персонала и наставничеством.

Территориальный управляющий отвечает за организацию эффективной работы входящих в зону ответственности магазинов, выполнение планового товарооборота, контроль над соблюдением бизнес-процессов и регламентов компании, участвует в открытии новых магазинов.
Продвижение по карьерной лестнице подразумевает инициативность (делать больше, чем требуется) и новые знания. Нередко работодатель сам организует для сотрудников развивающие тренинги и курсы. К управленческим позициям подступаться имеет смысл с образованием не ниже среднего специального в сфере бизнеса или экономики. Оптимальное решение — заочный формат, позволяющий совмещать учебу с работой. И еще момент. Профессия продавца может стать отличным стартом в карьерном забеге — хорошие продажники всегда востребованы на рынке труда.

По пути: в какие смежные профессии можно перейти?

Сфера торговли — простор для возможностей. Многие продавцы со временем начинают работать в смежных специальностях, которые одновременно можно рассматривать и как смену деятельности, и как карьерный шаг. Например, прокачав необходимые навыки, можно попробовать себя на следующих позициях:

Ревизор — проводит плановую и внеплановую ревизию магазинов, выявляет нарушения и предлагает способы их устранения, инициирует внутренние расследования по фактам излишков или недостач, готовит отчетность, анализирует результаты.
Мерчандайзер — контролирует срок годности продукции, отвечает за ее присутствие на полках или в зале, обеспечивает бесперебойные продажи ассортимента компании, занимается организацией промоакций.

Бренд-менеджер — занимается продвижением бренда (от товара до услуг), разрабатывает рекламные кампании и креативы, анализирует рынок, формирует ценовую политику, организует маркетинговые активности.

Есть кейсы, когда человек в рамках одного холдинга переходил в совершенно другую сферу деятельности. Например, из сотрудника магазина — в бизнес-аналитики. Но такие «квантовые скачки» зависят от личных возможностей и политики компании.