Это одно из самых популярных заблуждений, связанных с Тибетом. Суть его в том, что тибетские ламы, убедившись в сильных телепатических способностях того или иного человека, усиливают эти самые данные путём хирургической операции: во лбу чуть выше переносицы сверлят дырку, которую затем затыкают деревянной пробкой. Через какое-то время пробку вынимают, рана зарастает, а человек, прошедший операцию, приобретает исключительные телепатические способности, поскольку у него отныне «включен третий глаз».
Этот миф был раскручен в известной книге Лобсанга Рампы «Третий глаз», впервые напечатанной в 1957 г. в Великобритании, а в России многократно издававшейся с начала 1990-х гг. После выхода вышеупомянутой книги байку о хирургической операции по открытию «третьего глаза» неоднократно повторяли даже в книгах, претендующих на звание серьёзных, вроде «Возвращение в Шамбалу» известного советского журналиста Вс. Овчинникова[1].
Наилучшим опровержением данного мифа является следующий пассаж из книги известного исследователя и путешественника Генриха Харрера «Семь лет в Тибете»:
«Сколько хорошего можно было бы сделать для будущего Тибета путем усовершенствования медицинского и санитарного обслужи-вания! Хирургию вообще не знали в стране (выделено К.А.К.). При мысли о возможном приступе аппендицита нас с Ауфшнайтером охватывала паника. Умереть от этого заболевания в XX веке каза-лось просто абсурдным. Но тибетцы не умели делать никакие опера-ции на теле человека, кроме вскрытия фурункулов. При родах тоже не использовались медицинские инструменты. Единственным видом тибетской хирургии мы могли считать лишь деятельность людей, расчленявших трупы и называвшихся домденами. Обнаружив какие-нибудь любопытные изменения в теле, они сообщали о них родственникам умершего или студентам, изучавшим медицину[2]».
После вышеприведённого отрывка трудно поверить, как при фактическом отсутствии (вернее, при слабом развитии) хирургии могли проводиться какие-либо операции по открытию «третьего глаза» путём просверливания дырки в черепе. Однако, по-видимому, миф об операциях на «третьем глазу» всё же имеет под собой некую реальную основу. В медицине известен факт того, что у некоторых людей те или иные способности могут усиливаться после перенесения физической травмы или тяжёлой болезни. Известно, что среди людей, пользовавшихся репутацией провидцев, было немало увечных или страдающих психическими заболеваниями. В результате притупления одних способностей усиливаются другие, примерно так же, как у слепых людей обычно очень развито осязание. По всей видимости, именно такие люди, которые есть не только в Тибете, но и в любых странах и регионах, и послужили основой для возникновения мифа об «операциях по открытию третьего глаза».
К.А. Котков
[1] См. Овчинников Вс. В. «Вознесение в Шамбалу. Своими глазами». М.: АСТ. 2011. Стр. 113.
[2] Харрер Г. «Семь лет в Тибете». Пер. с нем. М.: «Центрполиграф» 2002. Доступно: http://www.ki-moscow.narod.ru