Если бы мир перешел на торговлю сырьевыми товарами исключительно с «дружественными странами», все страны столкнулись бы с резким дисбалансом спроса и предложения, ростом цен и их крайней волатильностью.
Это продемонстрировала модель геополитической фрагментации, предложенная экспертами МВФ.
Исследователи описали гипотетический сценарий разделения всех стран мира на два блока, которые полностью прекратили бы взаимную торговлю сырьем: блок «США – Европа» и блок «Китай – Россия».
Для этого авторы проанализировали набор данных о производстве и двусторонних торговых потоках 48 наиболее важных энергетических, минеральных и сельскохозяйственных товаров. Производство сырья разделено между гипотетическими блоками практически напополам.
Результаты моделирования не следует интерпретировать как прогноз, оговаривают авторы. Предположение о полной фрагментации мира на две части и прекращение всякой торговли между ними является сильно стилизованным и не учитывает более реалистичные сценарии фрагментации – частичное сохранение торговли, наличие нейтральных стран и арбитражеров, которые могли бы несколько смягчить потери.
Тем не менее, оценки показывают, насколько чувствительны сырьевые рынки к торговым ограничениям, и дают представление о макроэкономических последствиях геополитического разделения мира.
- Полная фрагментация привела бы во всех странах к резкому дисбалансу спроса и предложения и к большой разнице между блоками в уровне цен на сырье.
- Цены на сырье в таком мире были бы крайне волатильны, что привело бы к нестабильной инфляции во всех странах.
- «Зеленый переход» был бы как минимум затруднен и отложен из-за невозможности удовлетворить спрос на ряд ключевых минералов.
- Для развивающихся стран полная фрагментация мира означала бы серьезную угрозу продовольственной безопасности.
Сырьевые рынки отличаются тремя особенностями:
🔘 высокая географическая концентрация производства,
🔘 низкая эластичность спроса и предложения,
🔘 зависимость от поставщиков.
Порядка 50% всех производимых в мире энергоресурсов, около 65% сельскохозяйственной продукции и 75% минерального сырья приходится всего на трех производителей.
Главные риски фрагментированных рынков
Производство сырья разделено между гипотетическими блоками практически напополам (см. график наверху). При полной фрагментации в странах каждого блока дорожают те сырьевые товары, для которых он является нетто-импортером, и, наоборот, дешевеют товары, для которых он выступает нетто-экспортером.
Сильнее всего на полную фрагментацию сырьевых рынков отреагировали бы цены на минеральные сырьевые товары, производство которых наиболее концентрировано внутри блоков.
Для России, Китая и их геополитических союзников это означало бы рост цен на кобальт, литий, медь, никель (нетто-экспортером которых выступает блок «США – Европа»). Это ключевые ресурсы для «зеленого перехода», которые, помимо того, широко применяются в производстве электроники, космической отрасли, металлургии, химической промышленности, энергетике, машиностроении, строительстве и медицине.
Для стран блока «США – Европа» самым болезненным был бы резкий рост цен на магний, платину, палладий, алюминий, крупнейшими производителями которых выступают Китай, Россия и ЮАР. Это сырье востребовано в производстве автомобильных катализаторов, электроники, а также в энергетике, атомной, авиационной, химической и нефтеперерабатывающей промышленности.