Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Двусмысленная символьность неона. Почему игривые огни – символ сомнительной ночи?

-2

Казалось бы, вопрос не имеет смысла, ибо всё вроде бы очевидно. Однако я могу привести две дюжины аллегорий и образных метафор ночи как глобального времени-пространства, но не одна из них не была возвышена до уровня анонимного культурного символа.

Иллюстрация Руди Наппи
Иллюстрация Руди Наппи

Можно уверенно говорить, что существует целое направление в криминальном и мрачном кино – «неоновые фильмы», которые варьируются от «Бунтарей Бога» Цай Минляна до «Входа в пустоту» Гаспара Ноэ.

Начнем с самого очевидного. Неон – это неизменный атрибут развлекательных заведений, которые ассоциируются с так называемой «ночной жизнью»: казино, рестораны, ночные клубы и т.д. Все они являют зрителю ночь как манящую, но опасную сферу.

Специфика неонового света такова, что невольно вспоминаются слова из метафизического брада Сергея Калугина – «ледяное сияние смерти». Показательно, что фактически впервые сделанный «самостоятельным действующим лицом» неон как бы ведет диалог с главным героем «Улицы греха», покидывая ему сомнительные подсказки в виде светящихся букв.

То есть неон не просто свет, а свечение тайных помыслов, что может иметь визуальную перекличку с «красным светом» фотолабораторий, который не засвечивает фотобумагу, но позволяет проявляться на ней «отпечатанным образам».

Именно тайные образы передаются посредством искусственного света в триллере «Неоновый демон», который говорит об изнанке красивой, «модельной» жизни, когда всё естественное и подлинно прекрасное может быть уничтожено.

То есть неон может восприниматься как инверсия радостного солнечного света. И это не просто версия. Мы привели ниже два варианта афиши фильма «Истекший срок». Если привычный постер «обратить», то вы фактически увидите солнечный луг, залитый радостным солнцем и загорелых людей. То есть неон позволяет почувствовать наш мир наоборот, или наизнанку, если угодно.

Опять же пугающим аспектом может быть созвучие с таким явлением как «Огни святого Эльма», кое в Средние века до ужаса пугало европейского обывателя. По этой причине неоновым свечением могут обладать всевозможные инфернальные персонажи, обильно представленные во всех вариациях в мрачном кино.

Кадр из фильма "Однажды темной ночью" (1982)
Кадр из фильма "Однажды темной ночью" (1982)

Если же сравнивать неоновое сверкание со всполохами северного сияния, то оно как бы говорит об ино-человечности. Тут также есть разночтения. Это могут быть ужасы «диких охот». В то же самое время это может быть признаком ницшеанской надменности.

Кадр из фильма "Ничего хорошего в отеле Эльь Рояль" (2018)
Кадр из фильма "Ничего хорошего в отеле Эльь Рояль" (2018)

То есть неон может быть представлен как отличительная черта некой мнимой сверхчеловечности, что в криминальном кино созвучно теме презрения «злого гения» к окружающим его людям. В завершении добавим, что этот материал был необходим, так как мы в ближайшее время предпримем «прогулку по неоновым картинам», упоминавшимся выше, а потому не хотелось бы дублировать одни и те же тезисы.

Наука
7 млн интересуются