Найти тему
Книжный мiръ

«Хорошая литература хороша сама по себе». Нобелевскую премию по литературе 2023 года получил норвежский писатель Юн Фоссе.

Оглавление

«Я воспринимаю Нобелевскую премию как награду по литературе, которая в первую очередь стремится быть литературой, без других соображений». (Юн Фоссе)

За какие литературные достижения обычно присуждается Нобелевская премия? Польский писатель Генрик Сенкевич, к примеру, получил Нобелевку «за выдающиеся заслуги в области эпоса», Иван Бунин – «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы», Габриэль Гарсиа Маркес – «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».

Его называют гением нашей эпохи. 64-летний норвежский писатель, поэт и драматург Юн Фоссе заслужил награду «за новаторские пьесы и прозу, которые дают голос невыразимому». В маленькой Норвегии Фоссе - уже четвертый по счету  литератор-лауреат Нобелевской премии после Бьёрнстьерне Бьёрнсона (1903), Кнута Гамсуна (1920) и Сигрид Унсет (1928). Писатель – не только национальная знаменитость, его произведения переведены на четыре десятка мировых языков, а сами норвежцы давно поставили Фоссе в один ряд с основателем новой европейской драмы Генриком Ибсеном. Тем не менее, Юн Фоссе ворвался на нынешний пьедестал почета как-то уж очень неожиданно: литературные букмекеры делали ставки совсем на других претендентов на мировую награду – впереди с большим отрывом маячили имена Харуки Мураками, Салмана Рушди, Маргарет Этвуд​​, Мишеля Уэльбек, Стивена Кинга и даже нашей Людмилы Улицкой.

Фоссе родился в 1959 году в Хёугесунне — маленьком поселке сельской части Норвегии. В семилетнем возрасте с мальчиком произошел несчастный случай, и он оказался между жизнью и смертью – возможно, страшная ситуация повлияла на развитие характера Юна Фоссе, а также и на формирование его творческой линии.  В настоящее время писатель выстроил между собой и окружающим миром непроницаемый барьер; интроверт по натуре, он даже интервью дает только «в записи», никогда не общаясь с журналистами визави. 

Фоссе утверждает, что написанные им книги — единственная для него возможность общения с миром, и это очевидная правда. Когда в 1983 году вышел дебютный роман Фоссе «Красное, черное» (вовсе не подражание Стендалю), то читатели сразу же отметили стиль автора – экзистенциальный, мрачный и в то же время сотканный из разнообразных эмоций. «Хорошая литература хороша сама по себе», — уверен писатель.

Сегодня Фоссе несколько  расширил сферу своей литературной деятельности: он сочиняет эссе, стихи и даже книги для детей. Учитывая рефлексирующую натуру автора, просто интересно – какие мысли он пытается донести до подрастающего поколения? Правда, и переводов на русский язык детских книг Фоссе пока нет. 

Как профессиональный литературовед  Юн Фоссе и в романах и в пьесах уделяет гораздо больше внимания художественному слогу, чем сюжету и повествованию. Надо отметить, что сюжет иногда может полностью отсутствовать, замененный неким потоком сознания (не пугайтесь!):

«Мои книги читают не ради сюжетов, — говорил в одном из интервью Фоссе. — Но это не потому, что я хочу быть сложным писателем. Я всегда пытаюсь писать так просто и, надеюсь, так глубоко, как только могу. Меня интересуют тайны жизни, но я не ищу простых ответов. Загадка — вот что я хочу воспеть».

Проза писателя, считающего себя исключительно прозаиком,  иногда может напоминать ритмическую поэму, с многочисленными повторами, отсутствием знаков препинания  и не совсем привычной расстановкой слов. Как вам вот это:

Да 
может быть 
хотя может 
и нет таких мест где жить можно 
но человеку не нужно место 
чтобы жить 
а я не выношу звуков 
ни звуков других людей 
ни звуков всего происходящего 
все это давит на меня 
поглощает меня

В общем, вот такое «чистое искусство». В России вышло пока только две книги Юна Фоссе: его главный труд - роман «Септология», уникальный тем, что состоит … всего из одного предложения (в романе напрочь отсутствуют точки), а все события из жизни двух страдающих героев укладываются ровно в сутки. «Трилогия», за которую автор получил множество литературных премий»  состоит из трех коротких романов - «Без сна», «Сны Улава» и «Вечерняя вязь»; все тот же не связанный общим сюжетом поток сознания – преступления, совершаемые в полусне, загробные воспоминания казненного убийцы, ночные кошмары.

Но, что собственно, удивляться необычному стилю авторского изложения, ведь, по словам самого Фоссе, наибольшее влияние на его творчество оказали абсурдист Франц Кафка и оригинальнейшие модернисты Сэмюэл Беккет и Кнут Гамсун. Правда, в одном ряду со своими литературными предшественниками Юн Фоссе упомянул и Библию…

… А все-таки, за какие достижения присуждается Нобелевская премия по литературе? 

Из книг Юна Фоссе:

Доброе сердце - залог прекрасного лица.
Гордецы сами вскармливают свои же печали.
Жизнь она же не так плоха, пожалуй, есть много мест, где жить можно.
Это как-то связано с печалью, печалью о чём-то или вообще с печалью, а в музыке печаль легчает, становится полётом, полёт же может обернуться радостью и счастьем, потому-то и надобно играть, потому-то он и играет, и у кого-то частица этой печали по-прежнему жива, и оттого многим нравится слушать музыку, так-то вот, ведь музыка возвышает бытие, возносит его к небу...
Как мало я понимаю, может обескураживать, а как много я понимаю, может пугать. Как такое может быть, что и то, и другое - правда, что я одновременно понимаю все меньше и меньше - и все больше и больше?
Понемногу все люди сменяются другими людьми, все сменяются так. А  если подумать -  сто лет назад, даже меньше, были совсем другие люди в этом городе, ходили по улицам, а город стоит и дома стоят…
И если у моей драматургии есть цель, то она состоит в том, чтобы писать тексты, в которых столько энергии, что они могут вызвать ангела и заставить его пройти по сцене.
Для меня здесь речь о том, что простые слова в простых человеческих, зачастую банальных ситуациях, что-то очень конкретное становится настолько простым, настолько материальным, что возвышается над своей материальностью и внезапно становится новым глубоким прозрением, не понятийным, а эмоциональным. Прозрением, которое благодаря ритуальности театра, не индивидуально, а коллективно. Рождается какая-то хрупкая человеческая общность, которую ощущают все.

Спасибо, что дочитали до конца! 😘Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!