«Я воспринимаю Нобелевскую премию как награду по литературе, которая в первую очередь стремится быть литературой, без других соображений». (Юн Фоссе)
За какие литературные достижения обычно присуждается Нобелевская премия? Польский писатель Генрик Сенкевич, к примеру, получил Нобелевку «за выдающиеся заслуги в области эпоса», Иван Бунин – «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы», Габриэль Гарсиа Маркес – «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».
Его называют гением нашей эпохи. 64-летний норвежский писатель, поэт и драматург Юн Фоссе заслужил награду «за новаторские пьесы и прозу, которые дают голос невыразимому». В маленькой Норвегии Фоссе - уже четвертый по счету литератор-лауреат Нобелевской премии после Бьёрнстьерне Бьёрнсона (1903), Кнута Гамсуна (1920) и Сигрид Унсет (1928). Писатель – не только национальная знаменитость, его произведения переведены на четыре десятка мировых языков, а сами норвежцы давно поставили Фоссе в один ряд с основателем новой европейской драмы Генриком Ибсеном. Тем не менее, Юн Фоссе ворвался на нынешний пьедестал почета как-то уж очень неожиданно: литературные букмекеры делали ставки совсем на других претендентов на мировую награду – впереди с большим отрывом маячили имена Харуки Мураками, Салмана Рушди, Маргарет Этвуд, Мишеля Уэльбек, Стивена Кинга и даже нашей Людмилы Улицкой.
Фоссе родился в 1959 году в Хёугесунне — маленьком поселке сельской части Норвегии. В семилетнем возрасте с мальчиком произошел несчастный случай, и он оказался между жизнью и смертью – возможно, страшная ситуация повлияла на развитие характера Юна Фоссе, а также и на формирование его творческой линии. В настоящее время писатель выстроил между собой и окружающим миром непроницаемый барьер; интроверт по натуре, он даже интервью дает только «в записи», никогда не общаясь с журналистами визави.
Фоссе утверждает, что написанные им книги — единственная для него возможность общения с миром, и это очевидная правда. Когда в 1983 году вышел дебютный роман Фоссе «Красное, черное» (вовсе не подражание Стендалю), то читатели сразу же отметили стиль автора – экзистенциальный, мрачный и в то же время сотканный из разнообразных эмоций. «Хорошая литература хороша сама по себе», — уверен писатель.
Сегодня Фоссе несколько расширил сферу своей литературной деятельности: он сочиняет эссе, стихи и даже книги для детей. Учитывая рефлексирующую натуру автора, просто интересно – какие мысли он пытается донести до подрастающего поколения? Правда, и переводов на русский язык детских книг Фоссе пока нет.
Как профессиональный литературовед Юн Фоссе и в романах и в пьесах уделяет гораздо больше внимания художественному слогу, чем сюжету и повествованию. Надо отметить, что сюжет иногда может полностью отсутствовать, замененный неким потоком сознания (не пугайтесь!):
«Мои книги читают не ради сюжетов, — говорил в одном из интервью Фоссе. — Но это не потому, что я хочу быть сложным писателем. Я всегда пытаюсь писать так просто и, надеюсь, так глубоко, как только могу. Меня интересуют тайны жизни, но я не ищу простых ответов. Загадка — вот что я хочу воспеть».
Проза писателя, считающего себя исключительно прозаиком, иногда может напоминать ритмическую поэму, с многочисленными повторами, отсутствием знаков препинания и не совсем привычной расстановкой слов. Как вам вот это:
Да
может быть
хотя может
и нет таких мест где жить можно
но человеку не нужно место
чтобы жить
а я не выношу звуков
ни звуков других людей
ни звуков всего происходящего
все это давит на меня
поглощает меня
В общем, вот такое «чистое искусство». В России вышло пока только две книги Юна Фоссе: его главный труд - роман «Септология», уникальный тем, что состоит … всего из одного предложения (в романе напрочь отсутствуют точки), а все события из жизни двух страдающих героев укладываются ровно в сутки. «Трилогия», за которую автор получил множество литературных премий» состоит из трех коротких романов - «Без сна», «Сны Улава» и «Вечерняя вязь»; все тот же не связанный общим сюжетом поток сознания – преступления, совершаемые в полусне, загробные воспоминания казненного убийцы, ночные кошмары.
Но, что собственно, удивляться необычному стилю авторского изложения, ведь, по словам самого Фоссе, наибольшее влияние на его творчество оказали абсурдист Франц Кафка и оригинальнейшие модернисты Сэмюэл Беккет и Кнут Гамсун. Правда, в одном ряду со своими литературными предшественниками Юн Фоссе упомянул и Библию…
… А все-таки, за какие достижения присуждается Нобелевская премия по литературе?
Из книг Юна Фоссе:
Доброе сердце - залог прекрасного лица.
Гордецы сами вскармливают свои же печали.
Жизнь она же не так плоха, пожалуй, есть много мест, где жить можно.
Это как-то связано с печалью, печалью о чём-то или вообще с печалью, а в музыке печаль легчает, становится полётом, полёт же может обернуться радостью и счастьем, потому-то и надобно играть, потому-то он и играет, и у кого-то частица этой печали по-прежнему жива, и оттого многим нравится слушать музыку, так-то вот, ведь музыка возвышает бытие, возносит его к небу...
Как мало я понимаю, может обескураживать, а как много я понимаю, может пугать. Как такое может быть, что и то, и другое - правда, что я одновременно понимаю все меньше и меньше - и все больше и больше?
Понемногу все люди сменяются другими людьми, все сменяются так. А если подумать - сто лет назад, даже меньше, были совсем другие люди в этом городе, ходили по улицам, а город стоит и дома стоят…
И если у моей драматургии есть цель, то она состоит в том, чтобы писать тексты, в которых столько энергии, что они могут вызвать ангела и заставить его пройти по сцене.
Для меня здесь речь о том, что простые слова в простых человеческих, зачастую банальных ситуациях, что-то очень конкретное становится настолько простым, настолько материальным, что возвышается над своей материальностью и внезапно становится новым глубоким прозрением, не понятийным, а эмоциональным. Прозрением, которое благодаря ритуальности театра, не индивидуально, а коллективно. Рождается какая-то хрупкая человеческая общность, которую ощущают все.